Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

Алматинский метрополитен

Алматинский метрополитен открылся 1 декабря 2011 года. Это первый метрополитен в Казахстане, второй в Центральной Азии (после Ташкентского) и шестнадцатый и самый молодой на территории бывшего СССР.

Я уже гулял по тоннелям алматинского метро, когда оно строилось, и тогда мне удалось пройти или проехать все перегоны. Сейчас, увы, была возможность поснимать только станции. На нашу с Димой просьбу о съемке в тоннелях ответили отказом, «так как это стратегический объект особого назначения, находящийся в сейсмоопасном районе». Но днем, видимо, метро перестает быть стратегическим объектом, так что смотрим фотографии станций, сделанные с любезного разрешения замакима города — Серика Сейдуманова.

Знакомство с метро начинаем на станции «Абая». Уже в вестибюле к нам подходит сотрудник полиции и вежливо говорит, что снимать нельзя. Но поняв, что мы те самые, кому можно — он добреет. Плюс звонок начальству подтверждает, что да, у нас есть разрешение. Кстати, его на руки нам не дали. Акимат отправил бумагу в управление, и на месте сотрудники уже с ним ознакомились.



1. Мне сразу очень понравились эскалаторы, сделанные в Hyundai. К слову, эта фирма делает не только автомобили. Это одна из крупнейших компаний тяжелого машиностроения, которая производит почти все.


2. «Абая» — самая глубокая станция (78 метров). И, как видите, тоннельные эскалаторы вполне может делать не только Питерский завод. Да, пассажиропоток пока не идет ни в какое сравнение с Московским, но тем не менее.


3. Метро полностью ориентировано на малоподвижных групп граждан. Установлены подъемники, а рядом с эскалаторами есть специальные тележки, на которые заезжает инвалидная коляска, после чего сотрудник спускает на ней пассажира в метро.


4. Составы производства Hyundai Rotem со сквозным проходом. ОМГ, как это оказалось удобно-то!


5. Всего на линии курсирует три состава. В час пик выдается еще один. Интервалы — 12-14 минут.


6. Первая очередь первой линии имеет длину 8,56 км и состоит из 7 станций. Сейчас строятся еще две — «Сайран» и «Москва». Они будут пущены в 2014 году, и для них оставлено два свободных места на настенной плашке.


7. Метрополитен построен с учетом требований ГО. На станциях установлены затворы и трап для пассажиров. Но вот затворов в перегонных тоннелях я не помню.


8. Оплата проезда осуществляется с помощью бесконтактных смарт-карт многоразового использования и одноразовых смарт-жетонов. Стоимость одной поездки составляет 80 тенге (17 рублей), для детей от 7-15 лет — 40 тенге при предъявлении свидетельства о рождении. Баланс смарт-карт можно пополнять через кассы и автоматизированные терминалы на станциях. Срок действия карты — 90 дней с момента последнего пополнения баланса. Срок действия жетона — до конца текущих суток. Суббота объявлена «днем жетона». В этот день пассажиры могут принести свои просроченные жетоны и воспользоваться ими.


9. Станция «Алатау». Односвод с боковыми платформами. Над спусками со стороны вестибюлей в торцах платформенного участка расположены художественные тематические панно, выполненные из римской мозаики, бронзы и рельефа с изображением горного хребта Заилийского Алатау, который величаво поднимается над городом Алма-Ата.


10. Станция «Театр имени Мухтара Ауэзова».


11. Колонная станция из монолитного железобетона. Все станции рассчитаны на прием пятивагонных поездов, хотя сейчас курсируют четырехвагонные.


12. В торце платформы располагается живописное мозаичное панно с изображением сцены из спектакля.


13. Рядом с ним установлены 8 круглых медальонов, выполненных из гиперпласта и украшенных национальным орнаментом и сценами из быта кочевников.


14. Станция «Байконур» сначала произвела на меня жуткое впечатление — дешевый алюминий сине-белого цвета. Но за огромное панно в торце, где показывают пуски ракет с Байконура, можно простить все. Выглядит более чем феерически.


15. Современный хай-тек.


16. И еще обнаружился потрясающий эффект при прибытии и отправлении поезда — шикарное отражение в потолке света фар и красных светильников, напоминающих факел от двигателей ракеты.


17. Хвостовые огни создают особенно фантастическую картинку. Жалко, я не снял видео — в динамике это еще прекраснее.


18. Метровагонмаш, ау! Когда от вас ждать поезда со сквозным проходом?


19. Этот небритый мужик, обвешанный камерами и похожий на chistoprudov-а, постоянно лез мне в кадр. Ну, заеэтосамое, лук ему :)


20. Станция «Абая». «Архитектурно-художественное решение станции выполнено в современном стиле без использования традиционных архитектурных элементов» — странное утверждение в википедии. По мне так наоборот — классический вариант советского метрооформления. В торце платформы расположено художественное панно, выполненное в техниках «рельеф в бронзе» и «флорентийская мозаика». Бронзовый рельеф, изображающий Абая Кунанбаева, выделен на каменном фоне, на котором написаны отрывки из произведений Абая.


21. На первых трех станциях нас постоянно тормозили и спрашивали, кто мы и где разрешение. Потом уже все работники знали, что у них работает съемочная группа. Кстати, хочу отметить какую-то запредельную вежливость работников полиции и работников метрополитена. Может, мелочь, но приятно.


22. Очень понравились составы. Чистые, аккуратные. Визуально сборка куда лучше и качественнее, чем у Русичей.


23. Время проезда по первой линии составляет примерно 16 минут. В вагонах есть кондиционирование. Полностью отсутствует реклама.


24. Согласно википедии, составы оборудованы автоведением. Используется оно или нет — не знаю. Работник станции сказал, что поезда используют АРС-АЛС. При этом на линии включены светофоры.


25. Согласно правилам метрополитена, запрещено «осуществлять кино- и видеосъемку и специальные фотосессии без письменного разрешения администрации метрополитена, включать громкоговорители аудиотехники, использовать средства звукоусиления и играть на музыкальных инструментах». Мы спросили у сотрудника полиции, что такое «специальные фотосессии». Он посмотрел на наши фотокамеры (вторые морковники с разными большими объективами) и штативы и сказал, что мы точно попадаем под это определение. :)


26. Непонятный кронштейн на путях. Может, место крепления будущего датчика для автоведения или еще чего.


27. Неиспользуемый торец одной из платформ. Обратите внимание на огромный огнетушитель. На других станциях он стоит в пределах доступности пассажиров.


28. Станция «Алмалы». В торце платформы расположено художественно-тематическое витражное панно с искусственной подсветкой. В панно заложена идея древнего города и цветущего сада. Композиция состоит из трех частей: правая часть — цветение сада с очертаниями древнего города Алмалы. Левая часть — созревание плодов с силуэтом каравана. Центральная часть — яблоня с плодами как символ плодородия, древа жизни и благоденствия. Фотография Нурсултана Назарбаева, президента республики, видимо, появилась позднее.


29. Станция классического пилонного типа, выполненная из монолитного бетона.


30. Почти за год работы мрамор и гранит не потеряли своего блеска. Это и не удивительно — пассажиропоток составляет 30 тыс. человек в день.


31. Вот специальная тележка для перевозки инвалидных колясок по эскалатору. Кстати, сами эскалаторы — автоматические. Они работают только тогда, когда подходит пассажир. Было немного непривычно.


32. Посмотрите, какое простое решение для размещения машин. Широкий проход оставлен по краям, а в центре — узкая баллюстрада. Это позволяет поставить 4 машины в тоннель более узкого диаметра.


33. Время работы метрополитена — ежедневно, с 06:30 до 23:30.


34. Подуличный переход. На станциях сотовая связь не работает.


35. С открытием еще двух станций станций ожидается сильное возрастание пассажиропотока. Сейчас, с пуском первой очереди, не произошло какого-либо заметного облегчения в транспортной обстановке города.


36. Но с развитием линий метрополитен займет свою нишу и пассажиры будут им пользоваться более активно.


37. Станция «Жибек Жолы» — Великий шёлковый путь.


38. На всех станциях, кроме «Райымбек батыра», нет скамеек. А ждать поезда, напомню, можно 12-14 минут.


39. Дима и его два фотоаппарата. Большое спасибо ему за компанию в этой поездке.


40. На торцевой стене центрального зала платформы исполнено декоративное панно в виде двух окружностей, изображающее известнейшие символы стран, через которые проходил Великий Шелковый Путь: индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Египетские пирамиды, Римский Колизей, Афинский Парфенон, Монастырь Эд-Дейр в Иордании. Что примечательно, в том же ряду изображена Пирамида Кукулькана, находящаяся в Мексике, на территории, лежащей по другую сторону Земного шара от Шелкового пути.


41. Станция «Райымбек батыра». В настоящее время — одна из двух станций мелкого заложения (вторая — «Алатау», которая тоже пока что является конечной). Является типичнейшим односводом. И тут установлены скамейки!


42. Большое спасибо акимату города Алма-Ата за организацию съемки!


А это я. :) Спасибо Диме за фоточки.




И видео от victorborisov про маршрутку в Алматинском метрополитене :)


Фотографии Димы.

Напоминаю, что у меня есть твиттер, фейсбук, вконтакт и инстаграм!

Tags: trip, Казахстан, метро
Subscribe
promo russos january 28, 2013 00:50 16
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →