На табличке памятника была надпись: «Турбовинтовой самолет Ил-18 создан конструкторским бюро под руководством академика С.В. Ильюшина. Первыми освоили самолет А.Г. Дубовицкий, Е.К. Калиновский, И.Л. Карпук, В.И. Лягин, Б.А. Лахтин, Н.Ф. Тарабрин, В.И. Тарасов, В.Е. Цыганков, К.Д.Ясаков и другие. Монумент сооружен в честь трудовой доблести авиаспециалистов и в связи с 20-летием начала полетов на Ил-18 на трассах Аэрофлота. 20 апреля 1979 г.».
Увы, судьба этого самолета сложилась немного печально. Нет, по сравнению с Ту-114 около Домодедово, ему еще повезло — Ил-18 всего лишь переехал в парк им. Толстого в Химках. Сколько он там продержится и какова будет его судьба — покажет время.
Сначала работы на самолете вела Региональная общественная организация «Авиационно-спортивный клуб «Альбатрос Аэро». Именно они восстанавливают Ил-14 в Тушино. Первоначально планировалось снизить вес самолета до 20 тонн, чтобы перенести его по воздуху вертолетом Ми-26 на новую стоянку. С самолета были демонтированы отъемные части крыла, двигатели, а также максимально возможно оставшееся внутри оборудование. Увы, контрольное взвешивание вынесло вердикт: 21 тонна.
Цитирую Володю (
Сроки и условия мы сочли неприемлемыми для нашей организации, и после недолгих переговоров нами было решено занять позицию наблюдателей. Очень надеемся, что у новых подрядчиков хватит опыта и знаний грамотно разобрать самолет и, что не менее важно, собрать его на новом месте».
Сейчас самолет весьма варварски разрезан на части, перевезен на новое место и там собирается. Получится ли его хорошо собрать — узнаем совсем скоро.
1. На самолете все части еще на месте. В этот апрельский день только начались работы по демонтажу отъемных частей крыла и другого оборудования в дальнейшем.
2. Салон самолета не сохранился.
3. Как и кабина экипажа.
4. Как говорят старожилы, после установки самолета на постамент в 1979 году он еще несколько лет служил донором запчастей.
5. Сначала сняли с самолета все, что можно было снять. А потом до части агрегатов добрались и охотники за цветметаллом.
6. Найденная заначка. Спецы, какого года бутылка?
7. Боковая панель КВС.
8. Ах, какие таблички...
9. Салон самолета.
10. Кухня.
11. Протек люк аварийного выхода, и влага в течение многих лет попадала внутрь самолета. В итоге сгнил шпангоут силового набора. Сгнил в труху.
12. Самолет выпускался серийно с 1959 по 1978 год на заводе № 30 «Знамя труда», расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено 719 самолётов, в том числе 564 пассажирских, остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе, Ил-38). На данный момент, если верить википедии, летает 37 военных бортов и 7 гражданских.
13. Это соединение отъемной части крыла с центропланом. Снизу — просто металлическая полоса, перекрывающая стык, а сверху — такие вот хитрые болты.
14. Внизу вы можете видеть охранника, который бежит с воплями, что снимать нельзя. Конечно, я его проигнорировал; конечно, он пригрозил вызвать полицию. На этом и разошлись :) Потом даже пообщались на тему охраны, фотосъемок и вообще.
15. Подготовка ОЧК к демонтажу.
16. С самолета были демонтированы консоли крыльев, двигатели и другое оборудование.
17. Красивый самолет...
18. Увы, переезда по воздуху не получилось, и самолет банально разрезали болгаркой.
19. А вот так он выглядит в парке им. Толстого в Химках.
20. Из-за характерной формы обтекателя РЛС самолет среди лётчиков получил прозвище «Дельфин». А у этого борта кто-то разбил иллюминатор :(
21. Крылья были, попросту говоря, отпилены.
22. Центроплан в разрезе. Когда еще такое увидишь?
23. Шов, по которому был разрезан фюзеляж. Очень надеюсь, что нынешняя организация сможет его грамотно собрать и сделать видимость целого корпуса.
24. Киль и стабилизатор лежат рядом.
25. Двигатели сняты, мотогондолы распилены.
26. А рядом детская площадка.
27. Остатки мотогондолы.
28. Киль, руль направления и закрылки.
Я так понимаю, что самолет будут собирать еще пару недель. Может, чуть дольше. Так что скоро мы увидим второе рождение памятника. Главное — не ужаснуться от качества работ.
Напоминаю, что у меня есть твиттер, фейсбук, вконтакт и инстаграм!
Journal information