Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

КБ «Туполев» — день приоткрытых дверей или заповедник СССР

Предупреждаю сразу: патриотам, идиотам и просто радеющим за отечественный авиапром лучше не читать. Вам не понравится. Я хотел бы написать позитивный пост, но, увы, не выходит.

Пару дней назад в КБ «Туполева» произошло событие, которое очень сильно заставило понервничать начальника по режиму и всех его замов — день открытых дверей.  Конечно, назвать это «днем открытых дверей» было несколько неверно, ведь чтобы попасть на территорию, у вас должны были быть знакомые внутри, которые вас впишут. Просто так с улицы вы не попадете. Но тем не менее, родители могли привести своих детей и показать, где они работают. А студенты МАИ — посмотреть изнутри на одно из старейших КБ в нашей стране.

Когда меня вписывали на это мероприятие, то предупредили, что день открытых дверей с трудом был согласован, а уж по поводу фотосъемки... Сам понимаешь.

Снимать можно в учебном центре, а остальное вряд ли. «Но ты приходи, ты получишь незабываемые ощущения от приобщения к духу застойности и союза, который царит в стенах нашего КБ». От такого предложения отказаться трудно.

К условленному времени подхожу к зданию КБ Туполева на одноименной набережной. От когда-то огромной территории с опытным заводом, где собирали первые летные экземпляры Ту-154 и Ту-144 (а потом на баржах через Яузу и Москва-реку везли в Жуковский) остался только небольшой кусочек. В здании сидит управление, учебный центр, исследовательские лаборатории. Есть пара цехов, где почти ничего не происходит. Остальная территория давно застроена жильем и бизнес-центрами.

На проходной и в фойе сделана какая-то попытка придать позитивный лад мероприятию. Играет музыка 40-50-х годов, на стенах — фотографии самолетов и немного макетов продукции. Девушка-фотограф с унылом лицом предлагает всем сфотографироваться на фоне стены с фотографиями самолетов. Вежливо отказываюсь.

Наконец-то меня встречают, и мы идем в музей конструкторского бюро. Сюрприз — в день открытых дверей музей оказывается закрытым. Мы потом туда вернулись через часок — он снова закрыт. Позвонили директору музея — не берет трубку. Действительно, зачем музею работать в такой день?

Сначала приходим в ЛЭК. Кругом стоят двигатели, кабины (в основном, от 204), где испытывают то СКВ, то систему управления то ещё что-нибудь. В углу спряталась кабина Ту-160. На одном из стендов зачем-то проводятся ресурсные испытания стоек Ту-154. Интересно, чего это их приспичило гонять?

Заходим в кабину тренажера, где два сотрудника что-то испытывают для Ту-204СМ. Здороваюсь и прошу немного рассказать об их работе. Сидящий слева бурчит, что они разворачиваются. Ну спасибо, кэп, это я и по авиагоризонту сам вижу. А что вы делаете, тестируете систему или что? Расскажите о свой работе, — пытаюсь я завязать разговор. Ничего, разворачиваемся мы тут, — снова пренебрежительно он говорит. Мдя. Двери-то, конечно, открыли, но вот с сотрудниками разъяснительную работу провести забыли. На вопрос о том, можно ли сфотографировать их за работой, он вообще делает круглые глаза. Я понимаю, что спросил большую глупость. Ладно, после этих гостеприимных сотрудников отправляемся в макетный цех.

В макетном цеху стоят деревянные макеты почти всей текущей продукции. По макетам ползают дети сотрудников, глаза у них светятся от счастья. Как же, допустили в святая святых. Снимать, конечно, тоже нельзя. Режим, бля! — в углу стоит деревянный макет Ту-160. Вообще, конечно, странно. На мой взгляд, режим либо есть, либо его нет. Среднего не бывает. А то смотреть посторонним на кусок дерева (даже если оно изображает Ту-334 или Ту-204) можно. Приводить своих знакомых и детей можно. Приглашать всякие делегации военных, натовских, например, с фотографами на Ту-160 можно, а вот просто в день открытых дверей сделать репортаж — нельзя. Разворачиваемся и выходим. Мои сопровождающиеся смеются — ну а что ты хотел, это же заповедник СССР, совок в его худшем понимании. А ты снимать. Эх, дубина :)

Я не расстраиваюсь особо, ведь знал, на что иду. Кстати, это была, наверное, последняя возможность увидеть макетный цех, так как по слухам в ближайшее время он пойдет на свалку. Все эти секретные и режимные макеты, попросту говоря, выкинут на помойку. Какой такой музей?! Вы что!

Далее отправляемся в учебный центр. Единственное место, где тоска и уныние отечественного авиапрома хоть как-то ушла на второй план.

(c) Russos, 2010

5 фотографий, общий вес 1,0 мегабайт

1. Это будущий процедурный тренажер семейства Ту-204.
(c) Russos, 2010

2. Железа в кабине не будет, все выводится и рисуется на мониторах. На нем, меняя софт, можно будет запускать различные модификации Ту-204. В дальнейшем он будет включен в программу обучения, и будут получены все необходимые сертификаты.
(c) Russos, 2010

3. А пока действует вот такой тренажер. Студенты МАИ пытаются выполнить коробку. Все вокруг советуют, чего и как делать. Процесс идет! Инструктор терпеливо объясняет каждому базовые основы управления самолетом. Как только он устает, его сменяет другой. И так целый день. Наплыв на этот тренажер продолжался без остановок до самого окончания дня. Четыре инструктора под конец выбились из сил, но были довольны.
(c) Russos, 2010

4. У этого тренажера один большой недостаток — очень маленький ФПС — 10 кадров в секунду. Всю графику выводят 4 видеокарты, сидящие на одной матери. Экран — два рабочих стола, растянутых на два проектора. Я коробку выполнил без проблем, хотя с таким дерганьем это очень трудно. На деревянной кабине разработчики обещают большую производительность.
(c) Russos, 2010

После того как я сел,  в зал входит сотрудница с детьми, которые сразу садятся за штурвал. Мама робко спрашивает: а можно снимать?  Ей говорят, что в учебном центре можно снимать где угодно! Вы бы видели, как она заулыбалась и расцвела. Наконец-то она может сфотографировать своих детей на память хоть где-то у себя на работе.

Кстати, инженеры из ЛЭКа люто и бешено ненавидят учебный центр с этим тренажером, считая это детским садом.

5. Уныние и тоска. Вот что я ощущал, идя по коридорам некогда огромного КБ, где кипела и бурлила жизнь. Где строились новые самолеты, иногда дорабатывались старые. Теперь же тут тишина и покой. Вот эта стенгазета десятилетней давности очень хорошо отражает общее настроение в КБ.
(c) Russos, 2010

Сидим в столовой. Смотрю по сторонам — молодежи почти нет. Почти всем за 60. Спрашиваю, а молодежь-то есть? «Ну есть, конечно, в плановом, экономическом отделе. В управлении. А в КБ — одни старички остались. Они устали, им уже ничего не надо. Они как думали стандартами и шаблонами 30-летней давности, так и продолжают. А молодежь, чё? Она сидит по углам, рубится в Ил-2 и контру».

«А, ну и, конечно, молодые учатся у старичков гордиться тем, что тут когда-то делали самолеты...»

Слушайте, ну, может, я не все видел, может, там не так уж все и плохо. Я не знаю. Но не надо быть авиационным специалистом, чтобы проникнуться той атмосферой, что там находится. Идешь по коридору, и такое ощущение, что все вымерло. А над этим всем висит огромный призрак режима. И вообще, и из-за Ту-160 в частности. Да ладно, чорт с этим режимом на самом деле, фотосъемкой и днем открытых дверей,  но сколько я общался со своими друзьями, так или иначе связанных с КБ Туполева и его последними самолетами — ничего хорошего я не слышал. Дорабатывать самолеты не хотят, каждый Ту-204 — как тамагочи с несовместимым оборудованием и софтом. Действуют какие-то идиотские правила и нормативы, которые устарели ещё 30 лет назад. Конечно, в этом виноваты все, начиная от боинга и заканчивая погодой на улице. Эксплутационщики в авиакомпаниях тоже ругают этот самолет. Очень дорого и геморройно его эксплуатировать.

В одном документе видел прекрасную идею. Я, конечно, понимаю, что это явный распил денег, но каков полет мысли!. Предполагается разработать заправщик Ту-204З, который предназначен для заправки МС-21 с пассажирами (!!!) при беспосадочном перелете Москва-Токио.

А вот и цитата:  «Проведен анализ экономической эффективности внедрения технологии дальних авиаперевозок пассажирских и транспортных самолетов с дозаправкой в воздухе, который показал, что себестоимость выполнения авиаперевозок на авиалиниях Европа-Япония самолетами МС-21-300 с дозаправкой в воздухе от перспективного заправщика Ту-204З, созданного на базе пассажирского самолета Ту-204, будет примерно на 10 % ниже себестоимости перевозок на дальнемагистральных самолетах Boeing 777-200. Расход топлива на пассажирокилометр при авиаперевозках самолетами МС 21-300 с дозаправкой в районе Норильска будет меньше, чем у самолетов Boeing 777-200, на 30 %.»

Ага, заправка в воздухе пассажирского самолета с пассажирами на борту. В районе Норильска. Т.е. заправщик базируется в  аэропорту, где половина дней в году нелетная погода. Эффективнее. Ага. Все уже побежали покупать МС-21 с заправщиком и возить пассажиров. Но какова идея-то!

МС-21. Пока одни обещания. Он разрабатывается в ОАК, за основу взят проект ОКБ Яковлева 90-го года. Говорят, что к 2016 году он составит конкуренцию А320 и Б737. По спецификации зарубежные аналоги уже летают дальше и с лучшей топливной эффективностью. А учитывая, что у нас никогда не умели делать хорошие двигатели, видимо, составить конкуренцию им МС-21 будет трудно. Но вдруг? Только, честно говоря, в отечественный авиапром верится уже с трудом. Кстати, тот факт, что Медведев кроме Ил-96 летает у нас ещё и на Фальконе, очень символичен. Я против Фалькона, конечно,  ничего не имею — если мы не можем сделать сами, то надо брать лучшее у других производителей.

На закуску несколько историй про самолеты КБ Туполева.
В свое время Андрей Николаевич Туполев сказал, что «Лучший бустер - это тот, который стоит на земле», поэтому первый бустер на его самолете появился довольно поздно, это было на Ту-98, который совершил первый полет в 1956 году. А вот на Ту-95, который впервые взлетел в 1952 году, бустеров нет. Для отклонения штурвала с учетом массы самолета и скорости полета требуются значительные физические усилия. Поэтому экипажи на медведе летают с накачанными руками. При проектировании Ту-142 в КБ учли пожелания летчиков и наконец-то поставили бустерное управление. Да и сами механизмы отечественная промышленность научилась делать. Но просто бустер нельзя поставить, пилот тогда не будет чувствовать обратной связи на штурвале, поэтому делают загружатели, которые имитируют нагрузку на нем. Возник вопрос, а какую пружину поставить на штурвале Ту-142. Чья-то светлая голова не придумала ничего лучше, чем померить усилия на 95-м и поставить соответствующие пружины на 142-м. Естественно, экипаж испытателей эту идею отверг и убедил проектировщиков сделать нормальные загружатели, что и было реализовано.

Был я как-то раз на разборке кабины ТУ-154. Мне показывают блок ПУ-46  — большой и тяжелый железный кирпич. Потом показывают то место, где он должен стоять, и просят его туда поставить. Ну, на место он влезает, но вот как-то не так. Такое ощущение, что чего-то не хватает. А теперь сюрприз, говорит техник, и выуживает откуда-то хитрую металлическую пластину внушительной конфигурации. Это — переходник между блоком автопилота и рамой, куда он крепится. Понимаешь, говорит он, блок автопилота делал один отдел в КБ; раму, куда помимо этого блока крепится ещё куча других - другой отдел. А третий, специальный отдел, кумекает, как это все собрать воедино. Сама пластина весит мало, но представь, сколько таких инженерных решений в машине. Думаешь, почему у нас самолеты такие перетяжеленные. Это только в нашем КБ могли укоротить самолет (вырезав 6 метров фюзеляжа) и получить массу пустого на 1,5 тонны больше, чем было. Как это они сделали, никто не знает.

Upd: По приказу министра обороны расформировывают уникальные пилотажные группы «Стрижи» и «Русские Витязи». Министр обороны России Анатолий Сердюков считает, что «гнуть петли на боевых самолетах – это слишком дорого». (c) http://www.echo.msk.ru/news/782792-echo.html - говорят что это деза, и в МО опровергают информацию. очень хотелось бы, что бы это была утка.

Upd2: про ССЖ
http://www.aviaport.ru/conferences/12197/1334.html#p112587
http://www.aviaport.ru/conferences/12197/1336.html#p112675

Tags: Москва, авиация, репортаж
Subscribe
promo russos january 28, 2013 00:50 16
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 200 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →