Подводные лодки проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок (Foxtrot по классификации НАТО). Проект был признан удачным. Было построено 75 кораблей, в том числе 17 на экспорт в военно-морские силы различных стран. Сам проект был логическим развитием 611 проекта, который всвою очередь базировался на немецких электролодках XXI серии. Вот такая вот приемственность.
Но вернемся к нашей «Б-440»:
11 февраля 1970 года была зачислена в список кораблей ВМФ.
16 сентября 1970 года спущена на воду как большая торпедная подводная лодка.
16 января 1971 года после испытаний вошла в состав Краснознаменного Северного флота.
В 1988 году осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО
В 1994 году перечислена в состав ДКБФ.
В 1996 перечислена в состав ЛенВМБ.
В 1998 году исключена из состава флота и передана для утилизации.
В 2003 году началось переоборудование в музей для Вологодской области на Кронштадтском морском заводе.
2005 год – завершено переоборудование в музей. Большая часть отсеков сохранена полностью, остальная часть использована для эксплуатации музея. В Вытегорском заливе произведены дноуглубительные работы - необходимое условие для приема ПЛ-музея, которая ошвартовалась у береговой черты. В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озер.
10 декабря 2005 года Подводная лодка стала базой для Музея боевой славы моряков.
Это вторая лодка проекта на которой я побывал. Есть ещё я был на «Б-413» в Калининграде.
39 фотографий, общий вес 7,7 мегабайт
1. Во второй половине 50-х гг., когда настала пора заменить первые послевоенные корабли проекта 611, началась разработка новой большой дизельной подводной лодки. В то время уже разворачивалось строительство атомоходов, но, в отличие от американцев, отдавших предпочтение ядерным силовым установкам, в Советском Союзе не пренебрегали и классическими. Хотя бы потому, что гребные электродвигатели обладают существенным преимуществом: они менее шумны, нежели турбозубчатые агрегаты атомных лодок. Новые большие лодки предназначались, как и их предшественницы, для борьбы с потенциальным противником на дальних коммуникациях, минных постановок, разведки, прикрытия своего судоходства. Однако должны были обладать большими автономностью, дальностью плавания, глубиной погружения, новыми торпедами и минами, улучшенными условиями для службы и жизни экипажей.
2. По проекту 641, разработанному под руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина, удобообтекаемый корпус выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем, чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили обтекатели гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили выгородки для этой аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами, из которых можно было стрелять с глубины до 80 м. 2-й — жилым (также здесь находилась кают-компания), в нем под настилом находились аккумуляторные батареи повышенной емкости. в 3-м традиционно располагался центральный пост. в 4-м, как и во 2-м, было жилье (также располагался камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м — гребные электродвигатели, 7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение рубки спроектировали довольно высоким, над ним не выступали перископы и антенны, в обтекателе находились шахты устройства для работы дизелей под водой и газоотвода.
3. Сейчас это музей. В нем, помимо самой лодки, действуют дополнительные экспозиции:
- Выставка корабельных фонарей «Навигационные огни»
- Экспозиция, посвященная истории морского костюма
- Экспозиция, посвященная морякам атомной подводной лодки «Курск»
- Экспозиция «Место службы океан» о моряках, служивших на подводной лодке Б-440
4. Выставка корабельных фонарей «Навигационные огни».
5. Топовый. Выставка фонарей находится в бывшей аккумуляторной яме, в которой помимо всего прочего сделан небольшой конференц-зал и стенд с указанием на другие подводные лодки-музее и мемориальные рубки.
6. Пост радиста.
7. В лодке демонтированы, в отличии от «Б-413» в Калининграде, части перегородок между отсеками. На фотографии вид из второго отсека в третий — центральный.
8. Какие-то показомеры. Вообще приборов я наснимал много. Про те, которые я знаю, я буду писать подробнее.
9. Или пользоваться готовой табличкой. Это, например, репитер гирокомпаса. :)
10. Пульт управления общекорабельной связью.
11. Гальюн.
12. В этой лодке можно подняться на мостик. Слева собственно люк в прочный корпус, справа ещё один репитер гирокомпаса и э... кажется это штурвал такой.
13. Можно залезть ещё выше и посмотреть на улицу.
14. В лодке были постоянно какие-то посетители. Хотя впечатление от них было очень негативное. 90% — какое-то пьяное быдло, которое приперлось по приколу.
15. Люк в прочный корпус.
16. Прибор №12-54
17. Пульт управления торпедной стрельбой. Не очень понял, чем конкретно он управляет.
18. Телефон-мечта.
19. Центральный пост. Слева — станция погружения. Вдалеке желтая бочка, похожая на эрдва-дедва — гирокомпас.
20.Пульт трюмных или рождественская елка — световое табло, показывающие состояние различных клапанов. Когда горят все зелыне, значит все что нужно — задраено. И можно погружаться.
21. Прибор 6.
22. Пульт управления торпедной стрельбой. Этакий аналогово-механический компьютер.
23. Ах, какие разъемы!
24. Штурманский прибор.
25. Показывает пройденный курс, делает автоматическую прокладку курса.
26. Одна из переборок с задраенным люком.
27. Дизель т.2Д-42М. Не перестаю удивляться его размеру. По сравнению с монстрами на Д-2 это просто малышки. Центральный дизель, видимо, демонтирован (Всего их было три). Вы можете видеть в полу закрытый проем от него.
28. Задвижка выхлопа.
29. Щит автоматического преобразователя.
30. Компрессор.
31. 6-й отсек электродвигателей. Эм, на манекене штатная форма?
32. Внезапно в 7-ом отсеке нашелся старый водолазный костюм с помпой.
33. Кормовые торпедные аппараты.
34. Койки матросов.
35. Какие-то муфты на гребных валах.На фотографии видно два вала, хотя их должно быть три. Кажется, третий слева от меня, хотя там и так уже тесно :) Да, это находится под полом 6-го отсека.
36. Дизели. По центру то ли остатки третьей заслонки от демонтированного выхода, то ли аварийный люк.
37. Первый отсек. 6 торпедных аппаратов
38. на берегу катер Онежской флотилии. В Вытегре, в годы войны, располагался её штаб.
39. Последний взгляд на красавицу подлодку и в Москву.
Другие отчеты из поездки:
Прощание с Дальними Зеленцами
Дальние Зеленцы, вечер
Порчниха | Дороги дальше нет
Дальние Зеленцы | природа
Дальние Зеленцы
Мурманский морской биологический институт (ММБИ)
Северная коррозионная станция
Утренние туманы и мертвая земля Мурманской области
Рабочеостровск и дорога на север
Дорога на Кольский полуостров
Деревяшка
Верхне-Серебрянская ГЭС
ШПУ «Чусовая» 8П764
Видео
Тест-драйв: Audi A6 allroad quattro.
Кольский-2009, краткий анонс.
(с) Russos, 2009
Journal information