Александр «Russos» Попов (russos) wrote,
Александр «Russos» Попов
russos

Categories:
  • Music:

Станция «Комсомольская-радиальная» | Тоннели.

Сегодня Московский метрополитен отмечает свой семдесят четвертый день рождения. За этот долгий срок был пройден путь от первых тринадцати станций первой очереди, протяженностью 11, 6 километров до современных 177 станций с 292,2 километрами тоннелей (в двухпутном исчислении).

Татьяна Федорова в своей книги «Наверху — Москва» так описывает эти дни:

…7 часов 45 минут 15 мая… Незабываемый день… Раскрылись двери всех станций столичного Метрополитена, и пассажиры устремились вниз. Поезда шли с интервалами в пять минут.

[...]

«Наш метрополитен построен с душой»,— сказал Отто Юльевич Шмидт, который среди первых почетных гостей побывал на трассе.

Именно с душой. Частица нашей души вложена в каждую пядь подмосковной земли, шаг за шагом отвоевываемую у подземного хаоса, в каждый отшлифованный кусок мрамора на колоннах, в каждый кубометр бетона.

Здесь мне хочется привести хронику из метростроевской летописи 1935 года.

* * *

Май. 13-е. (А еще говорят несчастливое число!) за успешное выполнение решения партии и правительства, обеспечение большевистских темпов в работе и за своевременное окончание строительства первой очереди Метрополитена постановлением ЦИК СССР награждена орденами и медалями большая группа строителей метро.

Май. 15-е. В 7 часов утра открыт Московский Метрополитен для всеобщего пользования с 7 утра до 1 часа ночи.

Первое расписание: прибытие поезда со станции «Крымская площадь» 11 часов 17 минут. Отправление на «Сокольники»: 11 часов 19 минут. Прибытие из «Сокольников» — 12 часов 30 минут, отправление — 12 часов 32 минуты.

…Первый поезд метро состоял из двух вагонов: моторного № 0001 и прицепного № 1001. Вагоны были красного цвета. Вел этот поезд инженер завода «Динамо» М. Шполянский. (В наши дни вагон № 1001 обосновался в депо станции «Сокол». В нем устроена лаборатория для проверки состояния путей. Вагон № 0001 продолжает иногда совершать рейсы из депо «Измайловская». За сорок лет работы он наездил свыше 3-х миллионов километров.)

…На первой линии Метрополитена, протяженностью 11,6 километра, было 13 станций. Первое время четырехвагонные составы совершали рейсы с пятиминутными интервалами в двух направлениях: в сторону Парка культуры и Смоленской площади. К концу года поезда стали шестивагонными, интервалы сокращены до четырех минут.

…На первой очереди Метростроя освоены способы: щитовая проходка, искусственное водопонижение, замораживание и кессонный способ.

* * *

Сегодня мы с вами пройдемся по тоннелям вокруг станции «Комсомольская-радиальная». Ведь именно на эту станцию 15 октября 1934 года прибыл первый состав из депо «Северное» и совершил челночный рейс по одному пути до станции «Сокольники». Перед тем, как пройти за торцевую калитку и спуститься на путь, давайте вспомним, как она строилась в те далекие года.

Строители станций «Комсомольская» впервые пришли к месту работ 3 мая 1933 года. Нас было немного, мы затерялись в шуме площади. Нам предстояло врезать в самое людное место Москвы железобетонную коробку, содержащую в себе зал длиной в 155 метров и шириной — 16,8 метра. Снизу и сверху, справа и слева подземную коробку нужно было обернуть многослойной гидроизоляцией: листами рубероида и пергамина.

Площадь трех вокзалов шумела, как всегда. Мы должны были сохранить этот деятельный шум в полной неприкосновенности. Сооружая станцию открытым способом, вспарывая мостовую, мы обязались оставить проход для трамваев, автобусов, пешеходов и для всего «карусельного» движения площади.

Прежде всего нам нужно было изучить площадь, наметить места для конторы и склада, приступить к разбивке станции. А площадь так велика, что трудно охватить ее единым взглядом. Жизнь площади хорошо наблюдать с птичьего полета.

И вот первое, что мы сделали, — отправились на Казанский вокзал, получили специальное разрешение и поднялись на башню «Сумбеки». Высота ее — примерно 50 метров. Отсюда мы действительно увидели площадь и поняли всю трудность предстоящей работы. [...]

Итак станция представляет собой зал длиной в 155 метров. Ширина этого зала в том месте, где проходят платформы, — 16,8 метра. Выше зал расширяется — по всей его длине, справа и слева бегут балконы, главенствующие над нижней частью зала, над платформами и железнодорожными путями. На уровне балкона ширина зала достигает 23,30 метра. В сущности это большая подземная улица. По крайним концам платформы расположены двухярусные залы — вестибюли. Вместе с балконами они образуют как бы второй этаж подземной улицы. Правый и левый балконы соединены между собой переходами. Переходы переброшены через железнодорожный путь и в свою очередь сообщаются с платформой при помощи широких лестниц. Перекрытие этой двухэтажной улицы покоится на двух рядах мраморных колонн. Колонны идут посредине платформы, открывая просторную и широкую перспективу. Два ряда других колонн идут по балконам. [...]

Бойку шпунта мы закончили в феврале 1934 года.

В марте Комсомольская площадь представляла собой настоящий цыганский табор. Всюду горели костры. У костров копошились тысячи людей. Клиньями и кувалдами они разбивали мерзлый грунт.

Площадь подготовлялась к механизированной выемке котлована. Работа трудная, медленная, изнурительная. Установились последние морозы зимы. Материально-бытовые условия на площадке не очень-то способствовали успешной работе. Не было помещений, где рабочие могли бы согреться. Столовая только строилась. Выпить стакан чаю — и то негде.

А время подгоняло нас. Подготовительный период наших работ затянулся. Земли мы вынули мало. Не уложили ни одного кубометра бетона. Готовыми оказались только металлическая стена вокруг будущего котлована да сваи в нем. За следующие восемь месяцев нам нужно было вынуть и вывезти 100 тысяч кубометров земли и уложить 34 тысячи кубометров бетона. В тупик стали даже такие опытные и грамотные инженеры, как товарищи Плющ, Щепакин, Глазков. Передовая статья в журнале «Метрострой» сообщала: «Положение работ на станции «Комсомольская» угрожающее». [...]

И вот пока в середине площади кипела работа по выемке основной массы грунта, немного поодаль, почти у главного входа в Казанский вокзал, землекопы быстро продвигались вниз, к «отметке». Это была настоящая драка с упрямой землей. Десять дней не показывалась проклятая «отметка». Наконец — о, радость! — 21 февраля 1934 года бригада Гурова дошла до «отметки» и расчистила на ее уровне площадку в 6 квадратных метров. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: следующая смена ночью упустила воду и затопила «отметку». [...]

В 6 часов утра 26 августа люди улыбнулись впервые. Сооружение железобетонной коробки было закончено. Однако мы не собирались отдыхать. Пока мы имели только коробку для станции. Нам нужна была сама станция — мрамор, бронза, воздух и свет! Надо было очистить коробку от лесов — 150 вагонов леса! Надо было убрать строительный мусор — 50 вагонов мусора! Надо было заизолировать внизу станции бетонные тумбы с остатками срезанных свай — 586 толстых тумб!

Отдельное спасибо хочется сказать:
— пресс-службе Московского метрополитена (mosmetro)
— Службе тоннельльных сооружений
Самизнаетекому за 5D и 17-40 4L

Официальное описание станции
Описание на www.metro.ru

(c) 2009 Russos


20 фотографий, общий вес 2,9 мегабайт

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
I путь.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
I путь. Вид в сторону станции «Красных ворот».

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
Начало двухпутного тоннеля. Раструб.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
Необычная шахта в кессонном участке. Прямоугольной форму прямо над путями. Выхода на поверхность уже давно не имеет.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
Сопряжение тоннеля построенного горным способом и кессонного участка.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
Справа — сбойка на кольцевую линию.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
Сопряжение тоннелей открытого и закрытого способа работ.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
II путь.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
Путевое развитие станции.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
Стрелочный пост.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
III и IV станционные пути.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
Перекрестный съезд.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
Ночная расстановка. Слева начинается ветка в депо. По ней мы пройдемся в следующей части.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
...

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
Полосатый рейс. :)

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
Ночная расстановка между станциями «Красносельская» и «Комсомольская»

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
Тупиковая призма IV станционного пути.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
IV и II станционные пути. На втором пути чуть в отдалении виден стоящий состав.

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
...

(c) www.metro.ru, Russos, 2009
...

метро | другое метро | метрострой | фотомарафон
(с) www.metro.ru, Russos, 2009
Tags: Комсомольская-радиальная, Сокольническая линия, другое метро, метро
Subscribe
promo russos january 28, 2013 00:50 13
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →