Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

Categories:
  • Music:

Абхазия | Новоафонская пещера, часть вторая.

Абхазия | Новоафонская пещера, часть вторая.

Первая часть находится здесь.

    Одно из удивительных чудес, на которые так щедра природа Абхазии, — известная во всём мире Новоафонская пещера.

    Миллионы лет скрывала она свои тайны в недрах Иверской горы и была открыта совсем недавно, всего полвека назад — в 1961 году. А в 1975 году по искусственному туннелю, проведённому к пещере, прошел первый поезд «пещерного метро» с туристами.

    Новоафонская пещера — колоссальная карстовая полость, по своим размерам соперничает с самыми именитыми подземельями мира, в том числе с такими гигантами, как Шкоцианская пещера, в Югославии и Карлсбадская в США.

    На многие сотни метров протянулись огромные залы и вьющиеся причудливыми меандрами галереи. Даже самая смелая фантазия не может подсказать воображению, какие тайны скрывают недра Иверской горы, какие чудеса ожидают вас под землёй! Вас поразит необыкновенный пещерный ландшафт: от дикого хаоса сумрачных нижних залов до великолепных сталактитовых дворцов. Вы увидите загадочные зелёные глаза «живых» пещерных озер, будете очарованы неповторимой гармонией звуков в «музыкальных» гротах и бесконечной красотой и разнообразием уникальных кристаллических образований. Этот маршрут по туристской тропе, проложенной под каменным небом, останется в вашей памяти на всю жизнь.

    Издавна внимание местных жителей привлекал большой провал на склоне Иверской горы. Огромный колодец, отвесные стены которого терялись во мраке, получил название Бездонной ямы. Долго не находилось смельчаков, кто рискнул бы спуститься в ее черную пасть. Первую попытку предпринял житель Нового Афона Гиви Смыр. Но добраться до дна без специального снаряжения было невозможно. В 1961 году для исследования загадочной Бездонной ямы была организованна специальная экспедиция. Преодолев все препятствия таинственного провала , штурмовая четверка — Зураб Тинтилозов, Арсен Окроджанашвили, Борис Гергедава и Гиви Смыр — спустились на дно. Толща глины, покрывавшая стены и пол колодца, казалось, свидетельствовала о конце пропасти. Точно так же заканчивались пещеры, расположенные поблизости. Но в одном из небольших отверстий чувствовалась сильная тяга воздуха, и спелеологи поочередно протиснулись вперед. Темнота, поглотившая свет фонарей, говорила о грандиозных. Еще невиданных под землей объемах. Так была раскрыта тайна Бездонной ямы и открыто под землей настоящее чудо — Новоафонская пещера.

    За этой экспедицией последовали другие. Была составлена карта пещеры, собрано большое количество научного материала. В 1965 году спелеологами был снят фильм о красотах пещеры. Годы напряженного труда понадобились для того, чтобы на Черноморском побережье появилась еще одна достопримечательность. Ее создали природа и люди.

    Если раньше спелеологи спускались под землю по каскадам отвесных карстовых колодцев, глубиной в десятки метров, протискивались в узкие щели, проползали по тесным лазам, то теперь путешествие в подземный мир для вас начинается с вестибюля светлого административного здания, которое стоит у подножия Иверской горы. Это новый искуственный вход в пещеру.

    Вестибюль украшен мозаичным панно, цветными витражами, чеканкой. Здесь можно купить различные сувениры. На втором этаже — уютное кафе. Но вот подходит экскурсовод, и туристы проходят на станцию, напоминающую станцию метро. Она багато отделана гранитом и мрамором, на стенах висят цветные панно на сказочные сюжеты. Это своеобразные ворота в подземное царство.

    Подходит электропоезд «Турист», тоже как в метро, но небольшой, на 90 человек. Все рассаживаются. Начинается путешествие в подземный мир.

(с) http://www.dpashka.narod.ru/cave.html

    Железная дорога в Новоафонской пещере открыта 4 июля 1975 года в составе туристического комплекса Новый Афон (Республика Абхазия). Предназначена для доставки туристов в пещеру внутри Апсарской (Иверской) горы во время курортного сезона (с мая по ноябрь). Имеет длину 1,3 км и 3 станции: «Входные ворота», «Зал Апсны» и «Зал Анакопия» (до 1992 — «Зал Тбилиси»).

    Из-за подземного расположения эту железную дорогу иногда сравнивают с метрополитеном.

    Для подвоза туристов к пещере к 1975 году была построена транспортная система — тоннель с однопутной электрифицированной железной дорогой (открыта 4 июля 1975). Работает во время курортного сезона с мая по ноябрь. Линия длиной 1291 м имеет 3 пассажирские станции. Перегоны — 816 и 475 м. Поезд проходит их за 3 и 2 мин со скоростью до 30 км/ч. Начальная станция «Входные ворота» эксплуатируется как посадочно-высадочная, промежуточная станция «зал Абхазия» — как высадочная, конечная станция «зал Анакопия» — как посадочная. Линия является однопутной, узкоколейной. Ширина колеи — 914 мм. Депо находится перед начальной станцией — со стороны, противоположной тоннелю к пещере. Двухпутные разъезды имеются в тоннеле около начальной станции и в зале конечной станции. Есть также 2 съезда между начальной и промежуточной станциями: к служебным тоннелю и станции. Небольшой участок рельсового пути перед депо выходит наружу под навесом. Общая длина всех путей — около 2 км. Напряжение в контактном рельсе составляет 300 В.

    Штатный пассажиропоток — 0,7 млн. человек в сезон, то есть до 2 тыс. в день. На большей части маршрута обделка тоннеля сделана из железобетонных блоков (не метрополитеновского стандарта), часть тоннеля проложена в природной пещере. Строительство метрополитена было осуществлено в 1965-1975 годах тоннельным отрядом № 9 и строительно-монтажным поездом № 212 управления «Тбилтоннельстрой» под руководством Г. Джакели. Применялся буро-взрывной способ.

    Первоначально на пещерной железной дороге использовали состав, переоборудованный из шахтёрских вагонеток. Работающий в настоящее время электропоезд «Турист» был изготовлен по спецпроекту института «ГИПРОуглемаш» Министерства угольной промышленности СССР на Рижском вагоностроительном заводе RVR. Модель контактно-аккумуляторного электропоезда не имеет аналогов. В состав входят 1 моторный, 1 головной и 4 прицепных вагона. Моторный вагон не имеет пассажирских мест. Общая вместимость электропоезда — 90 человек. В 2005 году «Турист» был капитально отремонтрован и модернизирован на московском заводе СВАРЗ. При этом трамвайный контроллер был заменён на современную транзисторную систему управления. В ходе ремонта поезд был перекрашен из жёлтого в голубой цвет.

(c) http://ru.wikipedia.org/wiki/Новоафонская_пещерная_железная_дорога

Ссылки для самостоятельного изучения:
http://www.dpashka.narod.ru/cave.html
http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=2
http://ru.wikipedia.org/wiki/Новоафонская_пещера
http://ru.wikipedia.org/wiki/Новоафонская_пещерная_железная_дорога
http://www.metro-novyafon.narod.ru/ — осторожно, на сайте играет музыка.

Схемы пещеры:
На двух найденных схемах представлены старые грузинские названия залов, что несоответствует действительности.

Согласно постановлению правительства, зал «Абхазия» переименован в «Апсны», зал Грузинских спелеологов — в зал спелеологов; Глиняный зал — в «Нарта», зал «Каньон» — в «Аюхаа», «Москва» — в «Апсар», «Сухуми» — в зал имени Гиви Смыр, «Молодежный» — в «Апхярца», «Тбилиси» — в «Анакопия».


(c) Схема с сайта http://www.metro-novyafon.narod.ru/


(c) Схема и легенда с сайта http://tourism.kulichki.net/virt/town/sochi13a.htm

Условные обозначения:

Пещерные образования:
сталактиты конусообразные, трубчатые, уплощенные
сталагмиты массивные , пагоды, пальмы, кипарисы , палки
сталагнаты — сталактиты, сросшиеся со сталагмитами
геликтиты — эксцентрические сталактиты
каменные цветки
драпировки-каскадные натеки
оолиты — пещерный жемчуг
пластичные глины
обвальные образования
щебень
Максимальная высота зала (в метрах)
Маршрут экскурсии, его направление, оборудованные видовые площадки


Отдельные объекты осмотра:
1 — Натечное образование «Человеческий череп»
2 — Массивный сталагмит «Белая гора»
3 — Сталактитовые и сталагмитовые горки
4 — Натечное образование «Ракушка»
5 — Грот с отшлифованным камнем «Олененок»
6 — Сталагмит «Пальмовый ствол»
7 — Сталагмит «Патриарх»
8 — Натечное образование «Окаменевший водопад».

Краткое содержание предыдущих серий:
Часть I: Дмд-Адлер на зеленом самолете
Часть II: Адлер
Часть II: Воронцовские пещеры; дорога к ним
Часть II: Воронцовские пещеры
Часть III: Абхазия | Дорога к озеру Рица
Часть III: Абхазия | Голубое озеро
Часть III: Абхазия | озеро Рица
Часть III: Абхазия | Пицунда | Камушки
Часть III: Абхазия | Пицунда
Часть IV: Адлер | Котяра, море и камушки
Часть IV: Адлер | Красивые летающие машины
Часть V: Адлер | Аванпост
Часть V: Адлер | Просто виды
Часть V: Адлер | Мзымта
Часть V: Адлер | Парк «Южные культур
Часть V: Адлер | Та самая «жаба»
Часть VI: Адлер | закат
Абхазия | Гагра
Абхазия | Пицундский храм
Абхазия | Стремный мост
Абхазия | Дачи Горбачева и Сталина
Абхазия | Форелевая ферма
Абхазия | Ты нужен спецназу!
Абхазия | Дорожные зарисовки
Абхазия | Гагры — виды, камушки и бульки
Абхазия | Новоафонская пещера, часть первая




18 фотографий, общий вес 2,4 мегабайт

(c) Russos, 2006
Зал Аюхаа

    Это могучее подземное ущелье, словно прорубленное в толще горы ударом гигантского меча, протянулось с севера на юг более чем на сто метров. Отвесные десятиметровой высоты стены, плоский горизонтальный потолок, неровный, заваленный глыбами пол вновь создают впечатление суровой простоты и строгости.

Вдоль темно-желтых стен зала Аюхаа по всей его длине протянулись на разных уровнях почти черные горизонтальные полосы. Но это не следы былых наводнений, как в зале Апсны. Подойдя поближе, нетрудно разглядеть, что каждая такая полоса — это углубление в скале, заполненное глинистыми частицами. Тонкий металлический стержень погрузится в эту глину на всю длину. Такие трещины в известняке отделяют более древние — нижние пласты известняка — от более молодых — верхних. Но и те, и другие образовались сотни миллионов лет назад. Когда-то здесь было русло бурлящей реки.

Не лишен суровый зал Аюхаа и украшений, наиболее привлекательные из которых — коренастые сталагмиты. Они состоят из полупрозрачного, оранжевого и красного кальцита. Их здесь сотни, этих чистеньких гладких гномов, они выстроились вдоль стен, сбежали по склонам, прижались вплотную к экскурсионной дорожке — провожают вас к музыкальному залу Иверия.

(c) http://www.otdihinfo.ru/catalog/518.html</a>


Из зала Аюхаа есть небольшое ответвление, которое ведет к залам Апсар и Гиви Смыр, но эти залы закрыты для экскурсий, так как они оставлены для научных исследований. Мне остается только процитировать описание этих залов:

Зал Апсар и зал имени Гиви Смыр

В конце кораллитовой галереи ход раздваивается. Налево широким подземным проспектом протянулся грандиозный коридор Каньона, а вправо наверх ступеньки лестницы ведут к залу Апсар и залу имени Гиви Смыр.

Вот ступеньки кончаются. Нависший над тропой большой кусок скалы образует как бы ворота. Кажется, что он отрывается от монолита и его неминуемое падение сдерживается только подставленными снизу бетонными столбами. Однако эта глыба зависла над ходом в незапамятные времена и не падает, хотя совершенно непонятно, на чем она держалась до возведения опор.

За этими своеобразными воротами вновь открывается необъятное пространство — зал Апсар. Ощущение торжественности охватывает здесь посетителя: от просторного, почти круглого по форме дна зала, заваленного глыбами, вверх поднимаются светло-серые, отвесные стены. Вот они начинают изгибаться, наклоняться внутрь и где-то там, на невообразимой высоте, сходятся в колоссальный, теряющийся во мгле купол.

Зал Апсар — самый высокий в Новоафонской пещере, его высота — до 70 метров. При хорошем освещении можно увидеть, что каменный свод испещрен множеством отверстий, среди которых и обычные тектонические трещины, и странные темные дыры овальной, почти круглой формы. Это вскрытые древними обвалами жерла карстовых колодцев, так называемые «органные трубы» — нижняя часть карстовых систем, через которые вода и воздух с поверхности попадают в пещеру.

Есть в зале Апсар и натечные образования: крупные сталагмиты на глыбах, со стен свисают каменные сталактитовые «сосульки». Но здесь они не смотрятся, пропадают на фоне объемов гигантской полости.

В зале Апсар обитают летучие мыши. Сравнительно низкая влажность воздуха и умеренная температура создают для рукокрылых благоприятные условия для зимовки, а «органные трубы», вполне возможно, являются кратчайшей дорогой на поверхность. Когда-то здесь были большие колонии летучих мышей, обнаружены следы их пребывания.

В южной части зала Апсар равномерный «бег по кругу» его стен нарушается. Здесь скалы раздвигаются и уступают место небольшому, но очень красивому залу имени Гиви Смыр.

Пол зала — кремового цвета застывшая волна известняка, выплеснувшаяся из «органной трубы» под самым сводом. Этот чуть шероховатый наклонный пол причудливо разукрашен сталагмитами. В самом верху расположились два сталагмита-близнеца, тонкие, с неровной, волнистой поверхностью, они вытянулись на двухметровую высоту.

Есть здесь и приземистые матово-белые толстенькие крепыши — сталагмиты с плоскими, похожими на блюдечки вершинками. Капли воды, мерно стучащие по ним, разбиваются вдребезги, но остаются в блюдечке. Самое заметное украшение зала — великолепная каменная медуза. Она удобно расположилась в самой середине каменного потолка, ухватившись цепкими кальцитовыми щупальцами за лежащий под ней обломок скалы.

Невелик, но красив зал имени Гиви Смыр. Есть у него и еще одно любопытное свойство: он расположен выше всех других залов пещеры.

(c) http://www.otdihinfo.ru/catalog/518.html</a>

Несколько фотографий зала Апсар вы можете найти по этой ссылке.

(c) Russos, 2006
Зал Аюхаа.

(c) Russos, 2006
Зал Аюхаа.

(c) Russos, 2006
Сталагмит в зале Аюхаа.

(c) Russos, 2006
Зал Иверия и каньон в сторону зала Анакопия.

    Средоточием гармонии звуков избрала природа этот сравнительно небольшой зал Новоафонской пещеры. Голос человека или музыкальная нота, звучащие под его овальным куполом, обретают удивительную насыщенность и глубину, расцвечиваются богатыми красками обертонов.

    Многие пещерные залы обладают хорошей акустикой, но зал Иверия выделяется особым эффектом звучания. В чем секрет этого эффекта? Скорее всего, в том, что многочисленные причудливые выступы и ниши случайным образом так расположились в стенах и потолке, что отраженные от этих огромных природных резонаторов воздушные волны складываются в центре зала, усиливая, и обогащая друг друга. Для туристов здесь всегда звучит музыка, а иногда под сводами зала Иверия дают концерты артисты Абхазской государственной хоровой капеллы.

    От зала Иверия дорожка сворачивает вправо и, лавируя среди глыб и многочисленных сталагмитов, начинает подниматься. Не поскупилась природа на украшение этого короткого участка пещеры: стены ее сплошь покрыты чудесными натечными образованиями кремового цвета, каменные пики сталагмитов образуют целые заросли и тянутся вверх, к потолку, врастая в него сталагнатовыми колоннами. Невиданные сооружения, напоминающие ампирные театральные ложи и витиеватые китайские пагоды, создала здесь неистощимая фантазия великого архитектора — природы.

    Но чтобы увидеть всю эту красоту, нужен свет, много света. К сожалению, для пещеры свет вреден: в теплых и ярких лучах прожекторов на поверхности всегда чуть влажных натечных образований появляются простейшие растения — мхи и лишайники. Они прячут под своим зеленым покрывалом прекрасные пещерные кристаллы, разрушают их тонкую, уязвимую структуру. Эти растения — зло для всех посещаемых туристами пещер мира.

    Для борьбы с ними есть исследовательский участок и в Новоафонской пещере, как раз здесь, в наиболее пострадавшей от нашествия мхов сталактитовой галерее.

    Впереди уже виден вход в следующий зал. Но на пути, словно величавый часовой, встает огромный сталагмит трехметрового роста. Он высится как раз посредине хода, как бы преграждая дорогу, и. чтобы вести дальше, экскурсионная дорожка скромно жмется к скальной стене. А сверху на проходящих мимо людей суровым взором смотрит созданное природой темное тысячелетнее лицо старой хозяйки Иверской горы. Что-то охраняют эти подземные стражи?

(c) http://www.otdihinfo.ru/catalog/518.html</a>

(c) Russos, 2006
Каньон в сторону зала Анакопия.

(c) Russos, 2006
Фантастические натечные образования.

(c) Russos, 2006
Фантастические натечные образования.

(c) Russos, 2006
Справа от тропы 3-х метровый Сталагмит «Патриарх».

(c) Russos, 2006
Вход в зал Анакопия.

(c) Russos, 2006
Зал Анакопия.

    Еще несколько шагов — и вы попадаете в настоящий белокаменный дворец! Покатый пол из желтоватого, светло-серого и белого пещерного известняка широкими каскадами ниспадает к востоку в окружении завешенных кальцитовыми драпировками стен. Эти удивительные «занавеси», однажды и навсегда изогнувшиеся в плавные складки, образовались из бесчисленных капелек воды, стекающих по стенам. На потолке зала растет целый лес — только вершинами вниз — самых разнообразных сталактитов.

    Но «вне конкурса» в зале Анакопия совершенно необычный пещерный «водопад», каких не бывает на земной поверхности. Из отверстия в высокой отвесной стене с тридцатиметровой высоты падает в зал огромный, навсегда застывший каменный вал. Его тяжелые «струи», почти разрываясь на огромные капли, устремляются к земле и останавливаются, не достигая ее каких-нибудь два метра. Зато по гладкой, слегка волнистой поверхности кальцитового водопада струится самая настоящая вода. Она срывается с каскада вниз и, разбиваясь о камни, перетекает ручьями из ванночки в ванночку, устремляется через щели и трещины вниз.

    Прекрасна каменная феерия самого красивого в Новоафонской пещере зала Анакопия. Но это и самый «мокрый» зал — относительная влажность воздуха здесь всегда максимальна — 100 процентов. Дело в том, что ход пещеры пересекает на этом участке небольшой, но постоянный подземный водоток. Влага сочится из трещин потолка, стекает каплями по стенам, водяная пыль стоит в воздухе. Присутствие насыщенной углекислым кальцием воды и создало это замечательное изобилие натечных образований.

    Искусно подсвеченный цветными светильниками зал Анакопия предстает перед вами великолепным парадным залом подземного жилища добрых горных духов. В этой кладовой природной красоты и щедрости можно сделать фотографию на память. Здесь заканчивается экскурсионный маршрут, но не заканчиваются чудеса Новоафонской пещеры.

(c) http://www.otdihinfo.ru/catalog/518.html</a>

(c) Russos, 2006
Каменный водопад.

(c) Russos, 2006
Каменный водопад.

(c) Russos, 2006
Выход из пещеры.

(c) Russos, 2006
Станция «Зал Анакопия».

(c) Russos, 2006
Станция «Зал Анакопия».

(c) Russos, 2006
Электропоезд на станции «Зал Анакопия».

(c) Russos, 2006
Вид из кабины машиниста.

(c) Russos, 2006
Вид из кабины машиниста.

(c) Russos, 2006
Вид тоннеля со станции «Входные ворота».

(c) Russos, 2006
Станция «Входные ворота».

(c) Russos, 2006
Площадь перед административным зданием. Вдалеке виднеется Новоафонский монастырь.

(c) Russos, 2006
Административное здание.

(c) Russos, 2006
Новоафонский монастырь.

(c) Russos, 2006
Административное здание.

    В завершении фоторассказа об Новоафонской пещеры хотелось бы процитировать описание Геликтитового грота, который так же закрыт для посещений.

Геликтитовый грот.

    Узкая лестница ведет наверх, к решетчатой железной двери, обычно плотно прикрытой. Это вход в Геликтитовый грот — пещерный заповедник. За удивительную красоту редких натечных форм грот иногда называют салоном, словно речь идет о помещении, в котором выставлены шедевры искусства. И здесь, действительно, находятся шедевры.

    Белая, словно снежным настом, покрытая искрящимся кальцитом стена, на фоне которой высятся оранжевые, сиреневые, зеленоватые и желтые сталагмиты. Узорчатый пол, состоящий из множества мелких ванночек с тонкими стенками, переплетающихся и сливающихся друг с другом — это гуры, остатки маленьких озер, точнее лужиц, стоявших здесь когда-то.

    Но главное богатство грота — геликтиты, или эксцентрические сталактиты. Если смотреть чуть издали, то кажется, что потолок грота, покрыт мохнатой нежной щетинкой — это тысячи, десятки тысяч геликтитов. Среди них нет двух одинаковых: тут ниточки, почти паутинки, протянувшиеся между сталактитами, похожие на рыболовные и вязальные крючки, штопором изогнувшиеся «змейки» и ощетинившиеся колючками «ежи». Некоторые достигают десяти, а то и больше сантиметров в длину, другие можно разглядеть только в лупу. Цвет их самых разнообразный, от кроваво-красного, почти черного, до светло-розового, голубоватого, сиреневого.

    Геликтиты — загадочные пещерные образования. До сих пор не ясно, почему эти упрямцы вопреки силе тяжести растут вбок, вверх, каким-нибудь немыслимым зигзагом, куда угодно, но только не вниз!

    Предполагается, что главную роль в процессе образования геликтитов играют силы поверхностного натяжения в каплях воды, но проверить эту гипотезу очень нелегко, ведь растут эти уникальные кристаллы чрезвычайно медленно. Зато разрушаются они при перемене пещерного климата быстро. Поэтому экскурсии не заглядывают в Геликтитовый грот — присутствие здесь многих людей изменит температуру, влажность и процентное содержание составляющих воздуха, а это может привести к скорой гибели необыкновенных каменных цветов.

(c) http://www.otdihinfo.ru/catalog/518.html</a>

Несколько фотографий грота вы можете найти по этой ссылке.


(с) Russos, 2006
Tags: trip, Абхазия, подземелья
Subscribe
promo russos january 28, 2013 00:50 13
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →