Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

Categories:

Танкер-накопитель «Умба»

Танкер-накопитель «Умба» — наша конечная точка в знакомстве с уникальной логистической цепочкой доставки нефти с Новопортовского месторождения «Газпромнефть-Ямала». Напомню, что сорт нефти Novy Port, который относится к категории легких с низким содержанием серы (около 0,1 %) поступает на Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения, который расположен в селе Каменный мыс. Далее нефть через уникальный терминал «Ворота Арктики» в Обской губе отгружают на танкеры ледового класса серии «Штурман». Потом она следует в танкере по Обской губе и Северному морскому пути через Карское и Баренцево моря до Мурманска. Там нефть попадает на танкер-накопитель «Умба», откуда она отправляется потребителям.

Так как Обская губа мелководная, то потребовалось спроектировать шесть танкеров арктического класса, которые могут работать здесь и взять на борт до 42 тысяч тонн нефти.

Танкер ледового класса обычно берет 38 тысяч тонн «черного золота». Эта величина не постоянна и зависит от множества факторов. Танкеры грузоподъемностью 100 тысяч тонн, которые забирают нефть из «Умбы», не могут уже войти в мелководную Обскую губу, не говоря уже про «Умбу», которая имеет осадку более 21 метра. Поэтому челночные танкеры «Газпром нефти» разгружаются в акватории Кольского залива и отправляются в обратный путь за новой партией сырья.



«Умба» грузоподъемностью 300 тысяч тонн построен в 2001 году на верфи Hitachi Zosen (Япония) как танкер с неограниченным районом плавания (первое имя судна «Berge Kyoto», затем — «SASA»). В 2015 году «Умба» прошёл капитальный ремонт, переоборудование и освидетельствование Регистром на верфи. Усовершенствованы швартовная и грузовая системы, внедрена система подогрева во всех грузовых танках, модернизированы системы контроля груза, проведен капитальный ремонт и полная окраска корпуса. Судну присвоена категория «1» по программе САР (Condition Assessment Program) — «идеальное состояние».

«Умба» — один из крупнейших танкеров, который имеет порт прописки в России и ходит под российским флагом.

В процессе подготовки рейдового перегрузочного комплекса (РПК) выполнены все необходимые работы, сводящие к минимуму экологические и технологические риски, разработаны и согласованы с соответствующими ведомствами проекты по разработке и монтажу якорно-швартовных связей, охране окружающей среды, оценке воздействия на окружающую среду, а также «План ликвидации аварийных разливов нефти», «План обеспечения транспортной безопасности». На комплексе ведется непрерывное круглосуточное дежурство готовности к ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), как на акватории, так и на береговой черте. На акватории РПК установлено круглогодичное наблюдение за состоянием окружающей среды, проводится экологический мониторинг для определения гидрохимического и гидробиологического состояния биоценоза.

«Умба» своим ходом пришел из Сингапура в Мурманск и 15 января 2016 г встал на рейде в акватории морского порта Мурманск в среднем колене Кольского залива и уже 28 января того же года принял первую нефть с танкера, который получил её через терминал «Ворота Арктики».

Умба — хорошо известное имя у поморов. В Белое море, между Малой и Большой Пирь-губами, впадает река Умба, в устье которой расположено старинное поморское село с таким же названием.

1. Размеры танкера поражали уже на расстоянии! Его длина составляет 332,95 метра, ширина — 60 метров, высота борта — 29,57 метра, осадка — 21,19 метра.


2. Не скрою, для меня самым интересным был двигатель этой махины. Очень удивили размеры помещений — просто огромные!


3. Это семицилиндровый монстр MAN B&W 7S80VC мощностью 25,5МВт, что составляет 34670 лошадиных сил.


Чтобы вы оценили масштаб судового двигателя, покажу вам ролик, как меняют треснувший коленвал судового двигателя на контейнеровозе. Операция заняла пять месяцев и потребовала сложнейшей ювелирной работы.


4. Когда судно стоит, двигатель раз в неделю прокручивают в холостую без запуска. Все системы поддерживаются в таком состоянии, что можно запустить в любой момент.


5. Его высота — несколько этажей. Это вот лючки для доступа в картер.


6. Вот его общий вид с торца — высота более 17 метров!


7. Гребной вал. На его конце закреплен бронзовый четырехлопастный винт диаметром 9,6 метра. К сожалению, узнать его массу не удалось. Двигатель низкооборотисный — винт вращается со скоростью 76,3 оборота в минуту. Крейсерская скорость зависит от загрузки и варьируется от 15,5 до 17 узлов. Кстати, запаса топлива на танкере хватит, чтобы проплыть 28 тысяч миль (51 852 километров).


8. В машинном помещении много пустого пространства. Просто нечем занять при ширине судна в 60 метров.


9. А вот и сама гидравлическая рулевая машина.


10. Пульт управления главным дизелем. Так как танкер спустили на воду в 2001 году, то здесь еще приятная глазу теплота и ламповость.


11. Мостик. Несмотря на то, что танкер не ходит (как пошутил капитан: «Мы плаваем, но вертикально. Метров на 5-7 обычно»), на мостике несется полноценная вахта. Экипаж танкера — 36 человек. Экипажи сменяются через каждые 60 суток. 36 человек — это усиленный экипаж, так как у капитана, например, два первых помощника. Это нужно из-за интенсивности работы комплекса. Танкер-накопитель может проводить работы одновременно с двумя танкерами, пришвартованными с разных бортов, а так как за погрузку отвечает первый помощник, то необходимо задваивать эту функцию, чтобы за каждое судно отвечал отдельный человек.


12. Капитан танкера-накопителя «Умба» Михаил Жилкин.


13. Общая площадь танкера — 19980 квадратных метров, что равно площади почти трёх футбольных полей. Под палубой находится 17 грузовых танков, которые могут принять 300 тысяч тонн нефти.


14. Крыло мостика. Высота мостика от киля — почти 50 метров. Общая высота судна от нижней точки киля до верхушки мачты — 69 метров.


15. Инфраструктура накопителя позволяет осуществлять прием, хранение и отгрузку нефти, ее полное и своевременное таможенное и пограничное оформление, а также бункеровку танкеров-челноков и отвозчиков.


16. На «Умбе» реализована система раздельного хранения и накопления нефти с Новопортовского и Приразломного месторождений, которая позволяет более гибко подходить к планированию объемов танкерных партий. Три мощных насоса производительностью 5,5 тысячи куб. метров в час обеспечивают быструю перегрузку нефти. На выгрузку танкеров-челноков затрачивается от 10 до 12 часов, на загрузку в танкера-отвозчики — 16-18 часов.


17. Пульт управления грузовыми операциями. Датчики радуют глаз.


18. Разрез танкера. Можете посмотреть, где расположены танки для груза и балласта. Последнего в списке танкер может принять чуть более 100 тысяч тонн.


19. А теперь сравните размер челночного танкера «Штурман Скуратов» с танкером-накопителем «Умба» .


20. Вот и закончилось это невероятное путешествие. На катере мы идем в Мурманск, оставляя позади полторы недели самой невероятной поездки. Огромное спасибо всем сотрудникам компании «Газпром нефть», экипажам ледокола «Андрей Вилькицкий» и танкеров «Штурман Скуратов» и «Умба» за гостеприимство и открытость.


Tags: industrial, Газпром нефть, Мурманская область, море
Subscribe

Posts from This Journal “Газпром нефть” Tag

promo russos january 28, 2013 00:50 13
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments
Очень интересно, большое спасибо за рассказ !
махина
Умба монстр, конечно.

А почему он не плавает?

а ему незачем -- он перевалочный.

кроме того, из-за ширины и осадки он, скажем, не пройдёт по большинству каналов
Терминал на берегу строить экономически нецелесообразно.
Казённые копипасты в начале нагнетают уныние.
>(первое имя судна «Berge Kyoto», затем — «SASA»).
Он ещё SARAH GLORY был некоторое время.
Челночная работа одна из самых скучных.
Интересно, а в чем прикол строить полноценный танкер, который своим ходом пойдет один раз - от места постройки до места постоянной стоянки? Почему не какая-нибудь упрощенная конструкция, без собственного двигателя и всей навигационной обвески?
Так он же изначально не для этой цели строился, из рассказа это очевидно)
Да, это я тупанул, согласен.
Хотя все равно не очень понятно, почему, если его состояние было оценено как идеальное, его использовали именно так.

denco_spb

3 weeks ago

dusty

3 weeks ago

Такие мега-танкеры имеют ограниченное применение: не проходят в каналы (им приходится шпарить вокруг Африки и Южной Америки), не проходят через многие проливы (тоже крюк делать приходится), в большинстве портов им делать нечего (по глубине и/или по мощностям имеющихся береговых терминалов). Поэтому они очень часто заканчивают свою "жизнь" в качестве плавучих нефтебаз. В Персидском заливе дофига таких стоит, да и в Мексиканском наверное тоже. А были вообще монстры на 500 и 700 тысяч тонн, с теми вообще все печально закончилось...

dusty

3 weeks ago

dobrayaroja

3 weeks ago

Поскольку сейчас экология всему голова, лучше нефть, наверное, в бочках с сечением, близким к квадратному, перевозить...
А чем это лучше?