Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

Categories:

Танцующий ледокол

В прошлом материале я рассказал про уникальный терминал «Газпромнефть-Ямала» «Ворота Арктики» , который обеспечивает отгрузку нефти сорта Novy Port. Напомню, что после анализа множества факторов и вариантов доставки черного золота покупателю было принято решение остановится на морской транспортировке. Впервые в истории российской нефтегазовой отрасли вывоз ямальской нефти стал осуществляться морским путем.

Для доставки сырья «Газпром нефть» создала свой арктический флот — шесть танкеров ледового класса серии «Штурман» и два ледокольных судна обеспечения (ЛСО) «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий».

Прошлый репортаж про шланговку и работу терминала снимался как раз с борта последнего. Как и обещал, теперь рассказываю про сам ледокол и его устройство.



«Андрей Вилькицкий» — российское дизель-электрическое ледокольное судно обеспечения проекта Aker Arc 130A. Названо в честь русского гидрографа и полярного исследователя Андрея Ипполитовича Вилькицкого. Крестной матерью ледокола стала правнучка первопроходца — Ирина Семёновна Тихомирова. Экипаж говорит, что она помнит все даты их рождений, праздники и всегда поздравляет с событиями и регулярно справляется о делах.

«Андрей Вилькицкий» — самый мощный дизель-электрический ледокол в России и уникальный проект для нашей страны. Построен на Выборгском судостроительном заводе и введен в эксплуатацию 17 декабря 2018 года. Но это не просто ледокол, а ледокольное судно обеспечения, на которое возложены «заботы» по обеспечению работы терминала «Ворота Арктики» и безопасность всех операций, проводке танкеров, обслуживанию швартовки и погрузки.

Обская губа более 255 дней в году покрыта ледовым покровом толщиной до 2,5 метров, и танкеру нужна помощь для преодоления коварной акватории. Зимой ледоколы прокладывают путь для подхода судов к отгрузочному терминалу и поддерживают канал в рабочем состоянии.

Обводы корпуса необычны для традиционных схем проектирования ЛСО. В дополнение к двум кормовым винто-рулевым колонкам (ВРК) судно имеет одну носовую ВРК. За счёт такой схемы оно обладает повышенной маневренностью и на чистой воде, и во льду, и позволяет выполнять задачи, недоступные обычным. Например, развернуться на чистой воде на 360 градусов за одну минуту. Поэтому в народе ледокол и прозвали танцующим.

1. Длина ледокола 121,7 метра, ширина 26,7 метра, осадка 8 метров. Мощность 22 МВт. Энергетическая установка состоит из 4 дизель-генераторов. Скорость 16 узлов на чистой воде.


2. Трансфер от берега до ледокола осуществляется с помощью лодки SeaLegs. Как видите, она оснащена убирающимся шасси, что позволяет ей выезжать на берег.


3. Швартуемся около ледокола.


4. Я поднимаюсь на борт. Так началось самое захватывающее приключение в этом году.


5. Нас сразу вносят в списки, проверяют документы, и мы отправляемся в кают-компанию.


6. Здесь нас ждет инструктаж.


7. Столовая. В отличие от танкера и, я так думаю, большинства судов, здесь вся команда (21 человек) – и офицеры, и моряки – обедают в одном зале. Кстати, автономность ледокола – примерно 45 суток – лимитируется не запасами еды, воды или топлива, а объемом отходов. Весь арктический флот спроектирован по технологии нулевого сброса, поэтому все отходы собираются в баки. Их затем увозят танкеры, которые для ледокола являются судами снабжения — доставляют членов экипажа, провизию, топливо и забирают мусор. В Обскую губу не сбрасывается ничего.


8. А мы подходим к танкеру «Штурман Скуратов». Оранжевые ящики справа — комплекты выживания на льду согласно Полярному кодексу.


9. На танкер пересаживаются сотрудники берегового комплекса, которые осуществляют контроль за отгрузкой нефти и управляют терминалом.


10. ЛСО «Андрей Вилькицкий» отходит от танкера «Штурман Скуратов», танкер снимается с якоря и следует на швартовку к терминалу. О всех перипетиях, шторме и срочной расстыковке я писал в прошлом репортаже.


11. Капитан ледокола — Олег Гарданов.


12. . На судне установлены три азимутальные движители, которые могут вращаться на 360 градусов — две в корме и одна в носу. Это такое устройство в виде колонны с гондолой внизу, внутри которой расположен гребной электродвигатель, вал которого выходит из гондолы наружу и увенчан гребным винтом. Изменением частотой оборотов винта изменяется упор винта, поворотом колонки - направление упора. Таким образом, одним устройством контролируется и скорость, и курс судна


13. Управление максимально автоматизировано. Ледокол способен удерживать заданную точку с точностью до сантиметров.


14. Ледокол имеет класс автоматизации AUT1. Это позволяет эксплуатировать механическую установку без постоянного присутствия экипажа в машинном отделении и на центральном посту управления (ЦПУ).


15. Помимо помощи при швартовке, прокладывании канала, вызволении зажатых льдами судов, ледокол выполняет аварийно-спасательные операции — на случай пожара, например. Он оснащен лафетными стволами, из которых вода добивает метров на 100. А специальные спасательные средства (как катер справа) в случае необходимости оперативно растягивает боновое заграждение в акватории Обской губы. Также на ледоколах помимо основного экипажа несут вахту водолазы. В общем, компания подготовилась ко всем неожиданностям. Может, что-нибудь припасено и на случай появления инопланетян?!:)


16. Аварийный дизель-генератор. Он располагается в надстройке, повыше. Его задача — давать электричество, если машинное отделение будет затоплено или по каким-то причинам выведено из строя.


17. Вертолетная площадка рассчитана на посадку Ми-8, и экипажи регулярно принимают воздушные суда на свой борт.


18. Внутри все выглядит весьма достойно, как в хорошей гостинице.


19. Рабочий кабинет капитана.


20. Стандартная каюта.


21. Спальное место.


22. Тут, кстати, библиотека .


23.Одна из мастерских. Ледокол - это уникальный самодостаточный дом, где есть все. А если «попытать» боцмана, то можно ещё что-нибудь найти нужное в хозяйстве :)


24. Спортзал, сауна, медицинский кабинет, кают-компания.


25. Даже бассейн есть. Можно заполнить пресной или морской водой. Конечно, подогретой.


26. Стиральные машины, которые могут работать в качку.


27. Если вы включили утюг в прачечной, то в коридоре светится эта табличка. И человек, проходящий мимо, видит, что утюг работает. Общая безопасность как раз и складывается из таких мелочей.


28. На ледоколе мы должны были пробыть несколько часов, пока шла заправка танкера. Но, как я написал, ночью разыгрался шторм, отгрузку прекратили. А мы ждали сутки, пока погода стихнет и снова начнется швартовка.


Tags: industrial, trip, Газпром нефть, Ямало-Ненецкий автономный округ, море
Subscribe

Posts from This Journal “Газпром нефть” Tag

  • Танкер-накопитель «Умба»

    Танкер-накопитель «Умба» — наша конечная точка в знакомстве с уникальной логистической цепочкой доставки нефти с Новопортовского месторождения…

  • Как танкер входит в порт Мурманска

    Вот и подходит к концу наше путешествие на борту арктического танкера «Штурман Скуратов» — мое самое незабываемое приключение этого года. Я…

  • Безопасность и спасение жизни на море

    Море ошибок не прощает. Уже не одно тысячелетие мы покоряем его просторы, перевозим грузы и пассажиров. Все современные средства спасения и их…

promo russos январь 28, 2013 00:50 13
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments