Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения

Кто читает мой инстаграм, в курсе, что полторы недели я был на севере. Совершил путешествие мечты, даже не побоюсь сказать, что это был морской круиз. Я посмотрел, как нефть с Новопортовского месторождения через уникальный терминал «Ворота Арктики» в Обской губе перегружают на танкер ледового класса. Далее он следует по Обской губе и Северному морскому пути до Мурманска. Там нефть перегружают на танкер-накопитель «Умба». Между прочим, сейчас это самый большой танкер, который ходит под российским флагом.

Но не будем забегать вперед. Этим репортажем я открываю цикл статей, как устроена эта уникальная логистическая схема. Как устроен танкер, как живет экипаж на нем. Как готовят нефть к транспортировке, как перегружают. Что такое ледокольное судно обеспечения и зачем оно нужно. В общем, материала будет много, не переключайтесь! Начнем мы с Приемо-сдаточного пункта Новопортовского месторождения.



Новопортовское — самое северное и одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал (а по запасам жидких углеводородов — крупнейшее). Расположено в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в 360 км к северо-востоку от города Салехард, в 30 км от побережья Обской губы. Там не было ничего. Ни транспортной, ни любой другой инфраструктуры. А температура зимой достигает −50 градусов. В таких условиях и начали осваивать месторождение. Сначала инфраструктуру для комфортного проживания и работы. Параллельно шло освоение промышленных площадок. Был построен трубопровод к Приемо-сдаточному пункту, возведен круглогодичный терминал «Ворота Арктики». И возникает вполне логичный вопрос, а зачем так забираться далеко на север?

Новопортовское месторождение было открыто в 1964 году. Долгое время его разработка была экономически нецелесообразной из-за отсутствия логистической инфраструктуры. Вполне хватало более «легкой» в добыче нефти на Большой земле. Но те времена остались далеко позади, месторождения, открытые и разрабатываемые десятилетия назад, постепенно снижают объемы добычи. Поэтому компания «Газпром нефть» взяла курс на Арктику, ведет разведку еще севернее и вводит в эксплуатацию новые месторождения.

1. Как я написал во вступлении, первый фонтан забил 24 декабря 1964 года. Это была скважина Р-50 с суточным дебитом газа более 1 млн кубометров. К 1987 году на месторождении было пробурено в общей сложности 117 разведочных скважин, однако активное освоение промысла началось в 2012 году, когда возникла целесообразность его разработки и были доступны современные технологии. В ходе работ по расконсервации старых скважин был получен фонтанирующий приток нефти с дебитом 140 кубометров в сутки. Полномасштабное эксплуатационное бурение на Новопортовском месторождении началось летом 2014 года.


2. Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, относится к категории легких с низким содержанием серы (около 0,1 %). Это один из самых технологичных проектов компании «Газпром нефть». Здесь апробируются технологии бурения в условиях вечной мерзлоты и экстремальных температур. Для повышения эффективности разработки применяются бурение горизонтальных, двуствольных скважин, многостадийный гидроразрыв пласта и другие сложные технические решения.


3. Кроме того, нефть Novy Port практически безводная и отличается низким содержанием примесей, а значит, практически не требует дополнительноий подготовки, что делает ее ценным сырьем для нефтеперерабатывающих заводов. Таким образом, после добычи и подготовки нефти на Центральном пункте сбора нефти она по 100 километровому нефтепроводу, построенному в условиях вечной мерзлоты, отправляется на Приемо-сдаточный пункт, расположенный на берегу Обской Губы около села Мыс Каменный.


4. Здесь нефть накапливается в резервуарах и, после подхода танкера, через терминал «Ворота Арктики» перегружается на борт судна.


5. Рында в честь первой зимней отгрузки нефти, но была еще и первая летняя. Она состоялась 21 августа 2014 — го, в этом году компания отметила 5 лет с того дня, когда нефть Novy Port впервые отправили по Северному морскому пути. Самое интересное, что возможность танкерной отгрузки проверялась в 2011 году, тогда атомный ледокол Вайгач осуществил опытную проводку из порта Сабетта до села Мыс Каменный.


6. Начальник смены Сергей Большаков готовится руководить процессом отгрузки нефти на танкер.


7. Терминал «Ворота Арктики» автоматизирован и на нем нет сотрудников. Все управление дистанционное. По телекамерам можно видеть, как идет процесс шланговки — присоединения муфты с шлангами от терминала к танкеру. Но о терминале я напишу отдельный материал.


8. Две колбы слева — нефть из скважин. Потом нефть, которая отправляется заказчику. Справа так называемый сорт нефти Urals — смесь разных сортов нефти с разных месторождений. Так как нефть с Новопортовского месторождения уникальная, то она была выделена в отдельный сорт, который ни с какой другой не смешивают. Кстати, его цена примерно раза в два дороже, чем обычная нефть.


9. На Приемно-сдаточном пункте находится лаборатория, которая контролирует качество поставляемой нефти.


10. В лаборатории хранятся так называемые арбитражные пробы. Это опечатанные пробы с каждой партии для контроля качества. Если лаборатория заказчика выявит вдруг какое либо не соответствие, то назначается дополнительная экспертиза уже этих арбитражных проб. За все время поставок с этого месторождения такой необходимости не было.


11. Михаил Обухов, оператор товарный Цеха подготовки и перекачки нефти Приемо-сдаточного пункта (ПСП) Новопортовского месторождения


12. Приемо-сдаточный пункт предназначен для приема, хранения, коммерческого учета товарной нефти и ее подачи на терминал «Ворота Арктики». Его сооружения ПСП рассчитаны на 9,1 млн тонн нефти в год.


13. Все оборудование полностью автоматизировано и работает удаленно. Вахта — всего около 100 человек.


15. Естественно, все объекты, связанные с газом или нефтью являются опасными, поэтому правила пожарной безопасности драконовские.


16. Регулярно проводятся учения пожарных расчетов.


17. Особенности вечной мерзлоты — этот радиатор система ГЕТ или захолаживания. По сути она является «холодильником», конструкция укладывается под фундамент и отвечает за поддержание заданного температурного режима вечномерзлых грунтов в любое время года.


18. Сооружения Приемо-сдаточного пункта расширяются — сейчас строится вторая очередь. А под радугой село Мыс Каменный. Туда мы тоже заглянем.


19. Огромное значение уделяется экологии. Еще до начала работ были проведены полномасштабные исследования экосистемы. Сейчас вокруг всех объектов проводится экологический мониторинг, а с 2016 года работает экологическая лаборатория, в задачи которой входит круглосуточное наблюдение за основными параметрами экосистемы. При строительстве первой очереди нефтепровода от месторождения до села Мыс Каменный были изучены пути миграции животных и построены специальные переходы для оленей. Нефтепровод оборудован скин- системой, которая позволяет контролировать его состояние и параметры в режиме реального времени и удаленно корректировать его работу.


20. Муфта — граница. Справа нефть принадлежит «Газпром Нефти». Слева — заказчику. Обратите внимание, что муфта опечатана, как счетчик воды у вас дома.


21. В следующих репортажах я расскажу как устроен быт на вахте, а потом как нефть через терминал попадает на танкер.


Tags: industrial, trip, Газпром нефть, Ямало-Ненецкий автономный округ
Subscribe

Posts from This Journal “Газпром нефть” Tag

  • Танцующий ледокол

    В прошлом материале я рассказал про уникальный терминал «Газпромнефть-Ямала» « Ворота Арктики» , который обеспечивает отгрузку нефти сорта Novy Port.…

  • Уникальный терминал «Ворота Арктики»

    В своем первом репортаже я рассказал про Приемо-сдаточный пункт, куда поступает нефть с Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения.…

  • Жизнь и быт на вахте

    Я уже писал о том, как летают на вахту и как устроен Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения. В этом посте расскажу о том, как устроен…

promo russos january 28, 2013 00:50 13
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments
"Огромное значение уделяется экологии" - спорно. Гринпис говорит, что "нефтепроводы начинают течь после 10-15 лет использования, а в Новопортовском месторождении «Газпром нефть» полномасштабно добывает нефть только с 2014 года." (с) Ничего, кроме пожарной техники чтобы потушить огонь и ледоколов, чтобы собрать нефть в открытом море, я не увидел и не нашёл. А что если потечёт нефтепровод, кто и как будет устранять утечку? Подозреваю, что никак. Аварии в Арктике значительно тяжелее, чем в других регионах из-за крайне медленной скорости восстановления природы в условиях тяжёлого климата и дефицита пищи. На Аляске в 1989 г. произошла утечка нефти с танкера, природа до сих пор полностью не восстановилась, несмотря на значительные вложенные в устранение аварии средства. Будут ли их вкладывать в России? Вопрос риторический: нет, не будут.
ой, вы из профе фотографа ,которого злобно избил омон .запретив снимать в центре Москвы уже успели стать спецйиализдом нефтяником экологом?)

как быстро ,однако!

Иван Яковлев

September 19 2019, 11:50:56 UTC 1 month ago Edited:  September 19 2019, 11:52:08 UTC

Это лик.без. Странно, что ты этого не знал.

Профессионал - это тот, кто зарабатывает этим на жизнь. Я зарабатываю не фотографией, поэтому профессиональным фотографом не являюсь. Это можно было понять хотя бы по используемой мною фотокамере: кропы для любителей, их цена 40-80 тыс.руб. + 50% от этой суммы за объектив. Профессиональные фотокамеры стоят 200-300 тыс.руб. + минимум 50% от этой суммы за объектив + обычно объективов нужно несколько. Часто, чтобы не менять объективы (а в условиях напр. парада сделать это не пропустив момент невозможно) покупается второй такой же фотоаппарат. Полная обвязка профессионального фотографа может легко стоить под лям и весить 6-15 кг. Плюс весьма немалое умение всем этим пользоваться. Так что, если планируешь когда-нибудь делать такие же фотографии, как автор этого ЖЖ, подумай ещё раз достаточно ли у тебя времени и денег.
я б не стал столько доверять гринпису - знаете, такая же комммерческая контора по зарабатыванию денег, имхо. Только еще прикрываются экологией,что мерзко.

На фото есть пожарный брандспойт, они установлены по всей территории. Каждый резервуар оснащен системой охлаждения стенок и системой пенотушения внутри.

Ледокол не просто ледокол - это судно обеспечения, оно имеет все необходимое для локализации разлива нефти, при погрузке. Боновые заграждения и т.д. есть спасатели, водолазы. Все нефтепроводы оснащены системой контроля целостности.

Когда одни (ГазпромНефть) говорят что всё будет идеально, а другие (Гринпис) что всё будет плохо, то истина лежит где-то между ними. У СургутНефтегаз примерно 10 прорывов нефтепроводов в год и их это не особо беспокоит. Я не вижу причин, которые заставят другие коммерческие компании уделять экологии больше внимания.
Вы перечислили разливы нефти в Сургутнефтегаз, у Лукойл у Роснефти и кого-то. Так пишите им.

Потом, как сказали нижу, Гринпис часто занимается экологическим шантажом.

Иван Яковлев

3 weeks ago

Ссылаться на гринпис? Ты серьезно? Более продажных и лживых "экологов" трудно себе представить. Гринпис просто эталонный бренд в мире торговли "экологическим" хайпом :)

Иван Яковлев

September 22 2019, 09:31:42 UTC 3 weeks ago Edited:  September 22 2019, 09:32:15 UTC

Я верю не физ/юр лицам, а их аргументам.

В 2014 году «Лукойл-Коми» доложил о недоборе 6730 тонн нефти из-за порывов нефтепроводов что само по себе уже дофига). В этом же году река Печора вынесла в Баренцево море 8730 тонн нефтепродуктов. При этом по оценке главы Минприроды РФ, в реки попадает лишь 1/5 разлитой нефти, а остальное остаётся в почве. Значит нефтяники занижают объёмы разливов в разы, а точнее не считают утечкой всё что меньше нескольких тонн.

В июне 2015 года под Нефтеюганском по вине «Роснефти» произошла крупная авария, загрязнившая нефтепродуктами не менее 150 гектаров. Через месяц компания отчиталась о том, что убрала 95% загрязнения, но экспедиция Гринпис побывала на месте происшествия и выяснила, что ликвидация последствий была далека от завершения. Спустя ровно год после аварии Гринпис опять приехали на место разлива и убедились, что рабочие продолжают вывозить загрязнённый грунт.

Большинство протечек происходит из-за износа труб, лишь малая доля из-за попыток врезки в них с целью воровства нефтепродуктов. Гринпис призывает законодательно обязать компании менять трубы нефтепроводов каждые 5-10 лет, даже подсчитали что это обойдётся им в 10% годовой прибыли, которые достанутся сталелитейным заводам. Но сейчас нефтяным компаниям выгоднее латать старые трубы.

По сути, ситуация с газопроводами как на старой барже, где работают 4 сварщика (на новой ни одного). Их задача латать протечки, а то что их 4 указывает что протечки случаются часто.
То есть ты бы и к "аргументам" Геббельса прислушался? К "аргументам" Чикатилы? :D

Иван Яковлев

3 weeks ago

Любая добыча нефти на севере это удар по экологии региона. Уже давно пора переходить на возобновляемые источники энергии. Время нефти прошло.
если страна мелкая, то да. В а большой стране - комплексное использование.

Deleted comment

Anonymous

September 20 2019, 11:33:29 UTC 4 weeks ago

В Канаде всё далеко не идеально. Самый вопиющий случай - добыча нефти из битумных песков.

Если не ошибаюсь, у них до сих пор действует максимальный размер штрафа за загрязнение окружающей среды, что привело к появлению бизнеса, который скупает мусор и отходы производств, а затем выбрасывает их в море или реку. Бизнес становится прибыльным как только стоимость утилизации собранных ими и выброшенных в течении дня отходов превысит сумму штрафа. В результате химическим и прочим вредным производствам выгоднее заплатить штраф, чем оплатить утилизацию.
Знакомься дурачок, Канада:







Набери в Яндексе "добыча нефтяных песков в провинции альберта" и получишь тысячи таких фоток.

Deleted comment

dobrayaroja

3 weeks ago