А последний ежедневный пассажирский поезд на паровозной тяге в СССР курсировал в начале 80-х годов 20-го столетия. В общем, давно было.
Горный парк «Рускеала» сделан на бывшем Рускеальском мраморном месторождении. На сайте парка есть история месторождения где написано, что примерно в середине XVII на берегу реки Русколки шведы стали добывать мрамор для производства строительной извести. Вся разработка была закончена в конце 90-х, начале 2000-х годов. Уже в 1998 году месторождение было признано непригодным для промышленного сырья, через год предложена концепция парка и в 2001 году началась расчистка территории. В 2005 году был открыт Горный парк «Рускеала». До сегодняшнего вида парка был еще долгий путь, но сейчас это уникальный парк в Европе, первый в России и единственный в Карелии.
Единственным слабым местом парка была транспортная доступность. Понятное дело, машиной можно доехать до бесплатной парковки около парка. Но дорога весьма долгая. Вот periskop.su
А запуск Ласточки в прошлом году до Сортавалы кардинально улучшил транспортную доступность региона — теперь путь на комфортабельном поезде занимает четыре часа. Был вариант субботней Ласточки до станции Маткаселькя, но это пограничная станция, что крайне было неудобно, так как до парка вас все равно везли на автобусе. Ну и пограничникам за всем следить надо было. Поэтому дирекция парка и РЖД стали решать этот вопрос. И решили! Было восстановлено боковое ответвление на завод около карьера (не во всем объеме, конечно), что позволило соорудить временную платформу и пустить ежедневный ретропоезд!
Сейчас вы утренней Ласточкой едите с Финляндского вокзала через Выборг (Это быстрее, так как там скоростной ход) до Сортавалы за 4 часа. Там синхронизированная пересадка на паровоз и через час вы уже в парке. Давайте отправимся в небольшое путешествие!
1. На станции Каменногорск к Ласточке цепляют тепловоз ТЭП 70БС-326. На этой станции кончается электрофикация и дальше Ласточка сама ехать не может. Почему тепловоз, а не дизельпоезд? Ответ ниже в интервью Дмитрия Пегова, заместителя генерального директора РЖД и руководителем пассажирского блока компании. Если кто забыл, Дмитрий Пегов раньше был директором Московского метрополитена, куда пришел опятть же с РЖД.
Дмитрий Пегов:
«А тепловоз скоростной, его производят в Коломне, и я его вообще считаю самым лучшим тепловозом в мире – это моё мнение как локомотивщика. И сделана доработка этого тепловоза, который сможет подавать 3 тысячи вольт сейчас, на «Ласточку», на двухпроводной схеме, он плюс и минус подаёт. Это позволило весь комфорт на «Ласточке» сохранить и при этом двигаться с той же скоростью, потому что конструкционная скорость тепловоза – 160 км/ч. Меня всё время критикуют, говорят – ну-у-у, можно было сделать, как в Евро-о-опе, гибридный электропоезд, но 2/3 пути дизель бы просто молчал у этого поезда, сами понимаете. И при этом, если мы хотим обеспечить мощность поезда «Ласточка» такую же, как сейчас есть – всё равно бы это был бы целый вагон! При этом в таком вагоне нельзя было бы сделать пассажирские места, там бы стоял такой грохот, что весь поезд бы содрогался!
А так мы одним тепловозом, например, на проекте Иваново, обслуживаем вообще все ивановские ласточки! Это один тепловоз и три пары «Ласточек». Одна приехала, другая уехала. Да вы и сами знаете уже этот график. Но при этом это один тепловоз, а не минус один вагон в каждой Ласточке! Это влияет на себестоимость, а от неё зависит цена билетов, это техническое обслуживание. При этом у нас нет в России депо, где можно обслуживать гибридные дизель- электропоезда. Это тоже сложность для эксплуатирующей организации – обслуживать в электропоездном депо дизель! Это отдельная история. Поэтому такая система, я считаю, сейчас оптимальная - и я думаю, что она приживётся и будет дальше работать. »
Все интервью вы можете прочитать здесь — https://periskop.livejournal.com/1966367.html
2. Прицепка тепловоза занимает 20 минут. Можно сделать быстрее, но это такое же шоу. Минут 15 это все снимал народ, обсуждали и снова снимали. Слово Пегову — «Да, можно было прицепить тепловоз в Каменногорске ещё быстрее, но я сегодня специально засёк время – через сколько последний фотограф отойдёт от этого шоу! Это было семнадцать минут. То есть 20 минут – это как раз то время, которое нужно, чтобы все 300+ человек, которые завтра поедут, успели сфотографироваться, прицепиться, обсудить эту тему – как же так сделано, где сделали тепловоз…»
Еще рас уточню, что с тепловоза на Ласточку подается плюс/минус 3000 Вольт, что позволяет нормально и штатно эксплуатировать все системы жизнеобеспечения электропоезда.
3. Станция Каменногорск.
4. Спустя 4 часа мы приехали на станцию «Сортавала». Все сразу ломанулись снимать паровоз, а я пока смотрю по окрестностям. Первое, что вижу — выходной семафор с ручным приводом. Машинист паровоза ориентируется, естественно, по светофору Н30 внизу, но для антуража поднимают и семафор.
5. Паровозная колонка и умная Маша — 3М62У-0031. На станции сохранилась почти вся инфраструктура для экипировки паровозов, просто она не работала. Все было восстановлено.
6. Депо Сортавала. Здесь, по словам Пегова, планируют совместить действующее депо, где каждый день экипируют паровоз, и музейную площадку.
7. Путевая техника. На переднем плане АДЭ-1 — автомотриса дефектоскопная электрическая предназначена для контроля рельсов типов Р50, Р65, Р75, уложенных в железнодорожный путь, методами ультразвуковой и магнитной дефектоскопии. Рядом с ней — снегоуборочная техника.
8. Наш ретро-поезд поведет паровоз СО18—2018 (СО — Серго Орджоникидзе). Советский магистральный товарный паровоз типа 1-5-0. Наш паровоз был построен в 1941 году на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции.
9. Сейчас ретпро-поезд состоит из трех вагонов. Это два бывших СВ вагона вагоностроительного завода «Аммендорф», которые прошли капитальный ремонт и вагона-ресторана. Интерьер состава и форма работников поезда оформлены в стиле конца XIX — начала XX веков. Историческое оформление вагонов осуществлялось на Воронежском вагоноремонтном заводе. В целом выглядит мило и без ненужного пафоса. Цены очень умеренные и даже принимают карточки! На все поезда есть электронные билеты и все их лучше взять заранее. В пик сезона на выходных просто может не быть места.
10. Раньше на мраморно-известковый завод шла жд ветка и было путевое развитие. Ветку давно пролюбили, но сейчас восстановили жд путь к временной станции Горный парк «Рускеала».
11. К следующему лету жд ветка будет продолжена дальше на километр. Будет два пути и разворотный круг для паровозов! А старое административное здание завода, построенное из мрамора, превратят в здание вокзала.
12. В эту субботу к составу прицепят четвертый вагон, билеты уже в продаже. Спешите посмотреть это удивительное место!
13. В поезде вы можете купить входные билеты и билет на обзорную экскурсию по поверхности. А вот на самую лучшую экскурсию — по подземной Рускеале — вы можете купить только около входа, в билетной кассе. Сейчас она расположена в противоположном конце парка от жд станции. Судя по стройке, тут возведут временные постройки, где будет касса и продажи в поезде уберут. Но это чуть позже. А в дальнейшем, когда ветку продлят, то будет совсем удобно — все будет в одном месте, на новой входной зоне. Да, на станции поезд встречают сотрудники пограничной охраны. Они интересуются в основном туристами, кто дальше планирует сплавлятся на лодках или идти куда либо еще. Проверяют паспорта и, видимо, маршрут. У меня попросили их не фотографировать. А вот против дрона ничего не имеют, главное — в Финляндию не залетать :)
14. Горный парк «Рускеала» — жемчужина Карелии. Насколько там было приятно гулять и насколько все хорошо сделали!
15. До парка надо еще дойти, а когда рядом заброшка, то пройти мимо нельзя никак. Это заброшенные печи для обжига извести. Первые печи были построены финнами в 1896 году. Окончательно их эксплуатация была прекращена в начале 90-х годов 20-го века.
Официальным началом добычи рускеальского мрамора считается 9 августа 1766 года.
Добыча горной породы осуществлялась ручным способом и лишь в 1930-е годы ручное бурение сменилось машинным – с помощью перфораторов. Погрузка мрамора в вагонетки всё время велась вручную. Крупные куски камня разбивали клиньями и молотками. Загруженные мрамором вагонетки рабочие толкали по рельсам штреков к шахтным стволам, где действовала механическая (от конной тяги, а позже – от паровой машины) подъёмная установка. Поднятые на поверхность вагонетки с мрамором далее везли по подвесной железной дороге к обжиговым печам мраморно-известкового завода, в которых мрамор превращался в известь. Остатки старых финских печей 1895-1937 годов постройки сохранились до сих пор.
После войны, с 1947 года Рускеальский мраморно-известковый завод вновь стал давать известь. В те годы вагонетки с мрамором подавались из карьера наверх по наклонным рельсам (бремсбергам) с помощью лебедок.
С 1952 года на Рускеальском мраморно-известковом заводе стали выпускать мраморную крошку двух фракций.
В 1958 году, после проведения геологоразведочных работ, были утверждены запасы на месторождении «Рускеала-2», расположенном в 2 километрах от старинных карьеров, в Отраккала. Тогда же в Рускеальских карьерах появились первые экскаваторы.
С 1960 года Рускеальский завод помимо декоративного щебня стал давать известковую муку, которая использовалась для известкования почв.
В середине 1980-х годов Рускеальский завод стал давать стране также фракционированный щебень, в среднем по 200 тысяч тонн в год.
Последующие в 1990-е годы экономические и политические неурядицы в стране окончательно подорвали жизнеспособность Рускеальского завода. Его Известковые печи были окончательно потушены в начале 1990-х годов.
16. Печи аккуратно огорожены и сохранены. Остальной завод снесен. Могу предположить, что печи сохранят и они станут частью парка.
17. Слева, около самого края кадра, виднеется Светлое озеро (так же карьер, конечно) Есть еще другое название — Мраморное. Потом идет Монферранов Карьер и Большой мраморный карьер.
18. Руддвор шахты №2. Общая глубина ствола 50 метров. На поверхности стояли подъемные машины, которые поднимали вагонетки на этот уровень, где их уже выкатывали по двум штольням. Сейчас вы можете войти в одну штольню, пройти по мостику через шахту и выйти через другую, со стороны Большого мраморного карьера.
19. Шахта затоплена примерно на 1/3. Есть ли какие-то тут еще выработки — не знаю. В соседней системе, где сейчас подземная «Рускеала» прошли очень много. Но туда увы, попасть не удалось.
20. Остатки местного «метростроя» — стрелка.
21. Озеро Светлое и современный мраморный карьер с «итальянским мрамором». Справа виднеется ретро-поезд.
22. Здесь добыча велась еще в начале 2000-годов тросовыми пилами, которые оставили такие красивые срезы.
23. Следы перфораторов, которыми откалывали отпиленные куски.
24. Итальянский карьер пользуется успехов у фотографов. Правда, сейчас редко у кого встретишь зеркалку. Только телефоны.
25. Волшебное сочетание красивой девушки, рыжего цвета и итальянского мрамора на срезе.
26. Новое место, посвященное карельскому этносу.
27. Не уверен, что это аутентичная лодка, судя по гвоздям, торчащим из борта ):
28. Какая-то женщина в лодке с птицей в лабиринте.
29. На самом деле после поезда надо было быстро идти к кассам и брать билет на подземную экскурсию. Когда мы таки дошли до кассы, то оказалось, что на ближайшее время мест нет (это в понедельник!). Есть только на 17-00, но так как ретро-поезд отходит в 17-30, то на него не успеть. Поэтому, если вы приезжаете на ретро-поезде, сразу идите к кассам и берите билеты на подземную экскурсию. Отснять паровоз и осмотреть парк вы еще успеете. В целом у меня сложилось впечатление, что парк не очень готов к наплыву туристов приезжающих на короткое время.
30. Большой мраморный карьер. Протяжённость карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Прозрачность воды достигает 15-18 метров.
31. Очень красиво. Сочетание камней, цветов, природы. Сурово, но очень красиво!
32. Очень много камней сложены в столбики. Зачем — не знаю.
33. Просто красиво!
34. В карьере есть прокат лодок. Но лодок всего 10 штук и очередь часа на два :( И это в понедельник. Ждать жалко было.
35. Большая часть выработок после Великой Отечественной войны оказались затоплены, а откачать воду не представляется возможным.
36. В стены карьера выходят штольни. Сейчас это часть подземной экскурсии. Вы входите через штольню на берегу, а выходите на левую площадку, где вас забирает плавсредство.
37. В карьере можно проехать на троллее или прыгнуть с веревкой. Я проехал, конечно, но было скучно. Я, видимо, привык к таким развлечений. А неподготовленный народ там орал от души :)
38. Чайки отвечали взаимностью.
39. Механическая тележка для возвращения обвязок на старт.
40. Время пролетело очень быстро и пора возвращаться. Из Сортавалы пришел второй паровоз, он поведет нас обратно. Пока нет разворотного круга — будет такая схема.
41. Паровозы в идеальном состоянии.
42. О ценах. Ласточка стоит в пределах 300-400 рублей. Ретро-поезд примерно так же. Вход в парк — 300 рублей, подземная Рускеала — 1200 рублей. В целом ничего космического нет.
43. Обратно нас ведёт уже паровоз Эр-774-38, построенный в 1955 году.
44. Так что очень советую съездить в парк и прокатится на ретропоезде!
Journal information