Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

Category:

Дагестан | Ирганайская ГЭС

В прошлом году я снова отправился в Дагестан, чтобы отдохнуть в приятной компании, посмотреть новые гидроэлектростанции, посетить старые и узнать снова новое про них. Например, на Чиркейской ГЭС планировали спуститься в одну большую полость в основании плотины, которая есть на чертеже. Но её мы с местными инженерами так и не нашли. :) А на Ирганайской ГЭС я вообще не был до этого, поэтому свое путешествие мы начали именно с этой новой станции. Виды, уникальные инженерные сооружения, интересная история строительство и, конечно, гостеприимство — все как я люблю.



Ирганайская ГЭС входит в каскад станций на реке Аварское Койсу, являясь его второй (нижней) ступенью. Вторая по мощности гидроэлектростанция в Дагестане (после Чиркейской) и на Северном Кавказе в целом. Станция входит в состав Дагестанского филиала ПАО «РусГидро». Используется для работы в остропиковом режиме, для сглаживания суточных и недельных колебаний графика нагрузки энергосистемы юга России.

История станции начинается в 1970 году, когда была утверждена «Схема использования рек Андийского и Аварского Койсу», первоочередным объектом которой была как раз и намечена Ирганайская ГЭС. После чего начали проектирование станции, с установленной мощностью 800 МВт. Строительство началось в 1977 году в совершенно не освоенной местности с почти нулевой транспортной доступностью. Поэтому получился очень большой подготовительный этап, который растянулся аж на 10 лет — только в 1987 году приступили к возведению основных сооружений станции. За счет сметы станции был построен Гимринский автодорожный тоннель длиной 4303 м (самый протяженный в России в своем классе); стоит отметить, что вариант доставки грузов на стройку водным транспортом по Чиркейскому водохранилищу был дешевле, но строительство тоннеля имело большой сопутствующий социально-экономический эффект для всего Дагестана.

В воспоминаниях встречал, что первоначально этот тоннель задумывался однополосным с реверсивным движением, мол расчетный трафик там такой, что еще долго две полосы не будут нужны. Но на обсуждении проекта был сделан выбор в сторону двухполосного варианта. Аргументом послужило высказывание одного инженера, который давно работал в Дагестане на строительстве Чиркейской и Миатлинской станциях. Мол вы хотите построить четырехкилометровый однополосный тоннель. Вы думаете местные будут смотреть на светофоры на въезде? Все поедут сразу. И вот представьте, как они будут с оружием и ножами выяснять очередность проезда где-нибудь в центре тоннеля. После этого весомого аргумента решили строить двухполосный тоннель. Который, кстати, после пуска был сразу востребован в большом объеме. А его история строительства заслуживает отдельного материала, конечно.

В 1992 году была перекрыта река Аврское Койсу, но из-за тяжелой финансовой ситуации в стране стройка велась вялотекущими темпами, плюс было недовольство местными жителями размерами компенсаций за затапливаемые земли. В итоге проект станции разделили на две очереди. Первый гидроагрегат Ирганайской ГЭС был пущен 30 декабря 1998 года, второй — 10 декабря 2001 года. Таким образом завершилось строительство первой очереди станции. А от второй в итоге отказались, поскольку ее возведение практически не увеличивает выработку, а механизм окупаемости дополнительной маневренной мощности отсутствует.

1. Ирганайская ГЭС представляет собой высоконапорную плотинно-деривационную гидроэлектростанцию, является крупнейшей ГЭС такой конструкции в России. Её площадки живописно расположены около сел Гимры и Унцукуль.


2. Схема станции. Как видите, плотина и водозабор расположены далеко от самой станции. На схеме север примерно справа, кстати. Особенности верстки в книге.


3. Панорама площадки станции.

.::кликабельно::.

4. Отводящий канал длиной 1300 м. Мост сооружен совсем недавно в целях безопасности — чтобы исключить проезд и проход посторонних через площадку станции.


5. Здание ГЭС полуоткрытого типа, что хорошо видно на схеме.


6. Фотография как раз сделана с крыши машинного зала. Слева видны сталежелезобетонные турбинные водоводы. Слева двухниточные открытые водоводы длиной 190 м и диаметром 5 м каждый. Справа площадка для строительства еще двух ниток второй очереди. Сверху, на площадке смонтирована развилка на две нитки, открытая часть водовода длиной 32 метра и однониточный подземный водовод длиной 230 метров. Далее уже идет деривационный тоннель длиной 5213 м и диаметром 7,5 м, пропускной способностью 270 м³/с. Он был сооружен с помощью проходческого щита для скальных пород «Роббинс» который купили в США в 1989 году. Щит на верху так и стоит, смонтированный для строительства второй нитки... Но увы. О щите будет отдельный репортаж.


7. Открытое распределительное устройство (ОРУ). Выдача мощности Ирганайской ГЭС осуществляется по двум линиям электропередачи — ВЛ 330 кВ Ирганайская ГЭС — Махачкала и ВЛ 110 кВ Ирганайская ГЭС — Ирганай ГПП.


8. Огромное спасибо сотрудникам станции за гостепреимство и экскурсию по ней.


9. Оператор смены в диспетчерской.


10. В здании ГЭС установлены два вертикальных гидроагрегата мощностью по 200 МВт, с радиально-осевыми турбинами, работающими при расчётном напоре 168 м. Гидротурбины изготовлены предприятием «Турбоатом» и оборудованы встроенным кольцевым затвором.


11. Кратер третьего гидроагрегата. Я неоднократно снимал внутри гидроагрегата, но никогда не видел весь масштаб этого сооружения. Вот, пожалуйста. Как я писал выше, от строительства второй очереди (это второй деривационный тоннель и еще два гидроагрегата) отказались. Все построенные объекты законсервированы.


12. Недостроенные сталежелезобетонные турбинные водоводы для второй очереди.


13. Диаметр 5 метров. Это чуть-чуть меньше, чем диаметр тоннеля метро.


14. На станции все, едем на плотину. Суровые, но красивые, Дагестанские пейзажи.


15. Но сначала заезжаем на окончание эксплуатационного тоннельного водосброса, совмещённого со строительным водосбросом.

.::кликабельно::.

16. Волшебная бирюзовая вода манит, но она очень холодная.


17. Из водосброса вытекает санитарный пропуск, чтобы не пересыхало русло реки между плотиной и станцией.


18. А вот и плотина.


19. Каменно-набросная из гравийно-галечникового грунта с асфальтобетонной диафрагмой, высотой 101 м и длиной по гребню 313 м.


20. Из-за сложного рельефа местности въезд на верхний водозаборный узел осуществляется из автомобильного тоннеля. Первый раз вижу такое решение.


18. Напорные сооружения ГЭС образуют Ирганайское водохранилище.


19. Площадь водохранилища при нормальном подпорном уровне 18 км², длина 21 км. Полная и полезная ёмкость водохранилища составляет 601 и 371 млн м³ соответственно, что позволяет осуществлять сезонное регулирование стока.


20. Металлическое сооружение — остатки конструкции со времен строительства. Гидроагрегаты пускались с недостроенной плотиной, на пониженном напоре, плюс, где-то тут внизу был оголовок строительного водосброса. Насколько я понял, это остатки строительства и пуска с меньшим напором.


21. Эксплуатационный тоннельный водосброс и его сегментный затвор. Расчитан на пропуск 1700 м³/с при нормальном напорном уровне и 1940 м³/с при форсированном.


22. Схема водосброса. Как раз можно увидеть нижний его головок на период строительства. А вот справа построили по другому. На фото выше её видели.


23. Кабельный коллектор к площадке водоприёмника.


24. Водосброс и водоприемник имеют по своему подъездному тоннелю.


25. Водоприёмник берегового типа с двумя водопропускными отверстиями.


26. Где-то в недрах горы есть еще подземный уравнительный резервуар.


27. Есть такая схема, но она от первоначального проекта. Как видите, здесь тоннели шли полностью в грунте, без наружных водоводов.


28. Небольшая дамба, где проходит автодорога к селам. Слева и справа порталы тоннелей — рельеф там сложный.


29. Слева портал автомобильной дороги. Справа какая-то штольня. Кажется из неё производили укрепление породы.


30. На заднем плане водосброс, на переднем — водоприемник. В верхней части гидроузла успели сделать определенный объем выработок для второго деривационного тоннеля. Щит, например, должен был выйти в подземную демонтажную камеру. Успели её построить или нет — никто не смог сказать, но вод кусок деривационного тоннеля от водосброса длиной примерно 200 метров к демонтажной камере успели соорудить. Как мне сказали, когда стало понятно, что второй нитки не будет, то построенные выработки забутили.


31. Эксплуатационный водосброс. После зимы вода спущена. В Дагестане водохранилища набирают воду весной за счет таяния снега и летом, в основном, за счет осадков . А зимой срабатывают накопленную воду.


32. Портал автомобильного тоннеля.


Огромное спасибо пресс-службе компании РусГидро и Дагестанскому филиалу за гостеприимство!

Tags: industrial, tip, ГЭС, Дагестан, Россия, панорама
Subscribe

Posts from This Journal “ГЭС” Tag

  • ТПМК Robbins для скальных пород

    С днем строителя, друзья! Сегодня я подготовил интересный материал про необычный ТПМК который работал в нашей стране. Сначала хотел написать сводный…

  • Судьба Загорской ГАЭС-2 решена!

    Совет директоров РусГидро одобрил предложение Правления приступить к реализации мероприятий по выравниванию здания станционного узла Загорской…

  • Смелая кошка!

    Рассказ про Чиркейскую ГЭС в Дагестане был бы не полным без этой части, посвященный очень смелой кошке, которая решила путешествовать с нами на…

promo russos январь 28, 2013 00:50 13
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments