Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

Categories:

Малыш с саблей!

Сегодня исполняется год, как взлетел первый SSJ100 с новыми законцовками крыльев — винглетами. Из-за характерного вида они сразу получили название «сабля», а сам самолет, соответственно — «saberlets» или «саблелёт». В прошлом году я провел несколько съемок на базе ГСС в Жуковском. Там я заснял несколько этапов производства работ по установке новых законцовок и другой экспериментальной работе по совершенствованию самолета.

Но сначала немного истории. Впервые законцовка крыла, расположенная перпендикулярно его плоскости была сконструирована авиационным специалистом и инженером Ричардом Уиткомбом в начале 1970-х годов. Он, являясь сотрудником НАСА, был одним из первых исследователей влияния формы законцовок крыла на аэродинамику самолёта.

На пассажирских самолётах аэродинамические законцовки были впервые применены на Boeing 747-400 выпуска 1985 года. C 2009 года данная конструкция применяется на крыльях среднемагистральных самолётов Airbus A-320.



В начале 1990-х гг. Луи Гратцер, главный специалист по аэродинамике компании Aviation Partners, придумал и запатентовал «blended winglet» — сопряжённое крылышко, которое плавно загибается вверх по дуге большого радиуса и имеет большое относительное удлинение. Первое же применение крылышек новой конструкции для модернизации делового самолёта Gulfstream II в 1991 г. позволило сократить расход топлива на 7 %. Столь масштабная экономия за счёт модернизации оказалась беспрецедентной в истории авиации, если не считать переделки всего самолёта или ремоторизации.

Похожая конструкция, установленная на Суперджете, позволяет одновременно улучшить взлетно-посадочные характеристики и снизить расход топлива не менее чем на 4%.

1. Красавцы малыши в ангаре ЛИКа.


2. Здесь ведутся разные работы. Обычно это техническое обслуживание самолетов разных авиакомпаний, модернизация экспериментальных машин и подготовка к поставке заказчику только что прилетевших с завода новых самолетов.


3. Но нас интересует самолет с демонтированной законцовкой крыла. Именно так начинаются работы по установке саблевидных винглетов на опытной машине.


4. А на стоянке экспериментальные машины участвуют в программе модернизации и совершенствования летных и эксплуатационных характеристик. Пока самолет летает — он развивается.


5. Опытные машины пронизаны кабельной сетью, датчиками и блоками с оборудованием.


6. Мой сопровождающий, ведущий инженер по летным испытаниям компании Гражданские самолеты Сухого Игорь Александрович Соболев. Мы с ним провели несколько часов, беседуя о малыше, о перспективах развития и испытаний. Я долго слушал его рассказ как они проводили разные испытания. Какие были сложности и как их преодолевали. Игорь Александрович, не только профессионал, но и человек, влюбленный в небо и в Суперджет.


7. Испытательная станция. С первой машины повелась традиция собирать магнитики и наклейки из разных стран, где бывал этот борт. Мамонтенок, конечно, из Якутии, где проводили низкотемпературные испытания.


8. Испытательные пассажиры — на эти штыри сажаются чугунные чушки. Варьируя их расположение и массу в салоне, можно имитировать разные веса и центровки.


9. Все, что попадает на серийные машины, должно пройти испытания и сертификацию. Даже такая вещь, как столик для пилота, который вроде бы не связан с управлением, все равно в обязательном порядке проверятся, испытывается и сертифицируется. Даже больше, в авиации любая вещь, которая попадает в салон (даже наклейка на кресле или занавеска) проходит испытания, как минимум, на пожаробезопасность.


10. Прошло некоторое время и я снова в ангаре ГСС.


11. В это раз новая законцовка уже есть, но еще идет работа по её интеграции в крыло.


12. Работа очень ответственная и сложная.


13. Так же самолет готовится к первому полету — идет установка дополнительных датчиков.


14. После сверления каждое отверстие обрабатывают, делая так называемое зенкерование. Это способ используется для увеличения диаметра и получения более качественной поверхности отверстия методом резания. При его применении увеличивается диаметр, повышается точность поверхности и чистота отверстия. Таким образом идет калибровка отверстия под нужный крепеж.


15. Конфигурация законцовок в виде сабли, установленная на Superjet 100, стала результатом комплекса расчетных исследований, инженерных и экспериментальных работ, проведенных разработчиком самолета — компанией Гражданские самолеты Сухого при участии Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ).


16. Геометрия законцовок была определена с применением инновационных методов трехмерной оптимизации на базе численных расчетов аэродинамики (CFD), которые являются уникальной разработкой ЦАГИ, активно используемой в авиационной отрасли России, в частности в программе Superjet 100.


17. Пока самолет находится на доработке, то можно заглянуть в некоторые его системы, обычно скрытые. Например в кессон топливного бака.


18. Или посмотреть как выглядит выпущенный предкрылок. Круглая труба справа предназначена для горячего воздуха, который является частью противооблединительной системы самолета.


19. А на соседнем самолете тоже ведутся доработки под испытания.


20. Здесь идет испытания новых створок шасси, повышающие эффективность полета.


21. Наконец-то, 21 декабря 2017 года. Идет подготовка самолета с новыми законцовками крыльев к первому вылету.


22. Сначала техники проводят все тесты.


23. И делают гонку двигателей на земле, проверяя все его системы на всех режимах. На фото включен реверс двигателя.


24. Так как полет испытательный, то экипаж находится с парашютами. Таковы правила полетов.


25. В регистраторы вставляют накопители полетной информации и данных, собираемых со всевозможных датчиков.


26. Кабина готова к запуску двигателей!


27. Рабочее место инженера по испытаниям.


28. С установкой винглетов было так же доработано программное обеспечение и система управления. Теперь все это предстоит проверить.


29. Техники завершают подготовку к вылету. Даже стекло не забыли протереть.


30. А рядом опытную машину буксируют на взлет — у нее сегодня своя программа полетов.


31. Пока ждем вылета, заглянул в ангар. Тут стоит самолет с улыбкой.


32. И двигатель-хомяк. :) Красота!


33. Наконец-то наш борт буксируют на точку запуска.


34. Короткий разбег и малыш в небе.


35. Проход над полосой и самолет улетает в зону на отработку задания.


36. Полет SSJ100 с заводским номером 95032 с установленными горизонтальными законцовками крыла занял 2 часа 42 минуты. В соответствии с полетным заданием летный экипаж выполнил оценку характеристик устойчивости и управляемости самолета в различных конфигурациях механизации крыла. Также в полете были выполнены режимы по определению расходов топлива на различных этапах. Полет проходил в диапазоне высот до 11 000 метров.


37. Полет прошел хорошо, замечаний нет. Далее предстоит большая работа по снятию характеристик, уточнению методик пилотирования, работы систем и общей оценки эффективности.


38. Внедрение законцовок крыла, являющееся частью данной программы совершенствования самолета, в том числе, обеспечит экономию авиакомпаниям до 5 млн. рублей в год на один борт. Результатом проведения масштабного комплекса наземных и лётных испытаний станет сертификация самолета SSJ100 с горизонтальными законцовками крыла, которые будут предлагаться заказчикам и эксплуатантам как опциональное предложение. Законцовки могут устанавливаться не только при производстве новых самолетов, но и на ранее поставленные борты.


За год испытаний были подтверждены заявленные характеристики самолета с установленными законцовками крыла SABERLET:

— увеличение топливной эффективности более, чем на 4%;
— обеспечение короткого взлета и посадки;
— улучшение характеристик набора высоты с одним неработающим двигателем и в условиях высокогорья;

Весь комплект для установки двух законцовок SABERLET на SSJ100 весит около 100 кг, что дешевле, легче, эффективнее и экологичнее, чем установка нового двигателя с обновленными характеристиками.

Установка законцовок крыла на SSJ100 позволит авиакомпаниям, эксплуатирующим SSJ100, не только снизить эксплуатационные расходы, но и расширить маршрутную сеть. Для бизнес версии самолёта с дополнительными топливными баками заметно увеличивается дальность полета.

Больше спасибо пресс-службе Гражданских самолетов Сухого за возможность это увидеть своими глазами.

Tags: ssj100, авиация
Subscribe

Posts from This Journal “ssj100” Tag

  • МАКС-2017. Впечатления

    Авиасалон давно прошел и, наверное, все уже выложили фотографии статики и демонстрационных полетов. Но так как «оперативность — это мой конек» —…

  • В Казань!

    Немного авиа-фоточек с перелета. Давно такого не было :) Слетал тут на съемки в Казань несколько интересных заводов. Скоро все вам покажу. Туда…

  • Искусство гостеприимства по-мексикански

    В традиционном воскресном перепосте материал от декабря 2013 года про эксплуатацию Суперджетов в Мексиканской авиакомпании Interjet. До чего же…

promo russos january 28, 2013 00:50 13
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments
1. Интересно, а как экипаж сможет выйти из салона с парашютом? Там же скорости огромные.
2. Сколько выпущено бортов SSJ100 на данный момент?
1. на подобных машинах из пола кабины делается лаз труба к крышке переднего багажного отсека. В ней делается маленький люк на гидроприводе (с ручным дублированием, конечно). Он открывается против потока, тем самым давая защиту экипажу при покидании. А пилоты ныряют в люк и по лазу вываливаются из самолета.

Конкретно на этой машине люка нет и не предполагался. Но по правилам, так как полет испытательный, то парашюты быть обязаны. На первых машинах ССЖ, люк, конечно есть.

2. http://superjet.wikidot.com/register

antiwhat

5 months ago

russos

5 months ago

slavae

5 months ago

Симпатичный самолет.
Хорошая попытка, но нет.
Первый пошел

Andrei Liubinski

5 months ago

Слышал тебя на днях на Москва-FM, прикольно :-)

1. Sablelet это всё таки скорее саблеконцовка, а никак не саблелёт.
2. Вытаскивали вас на точку запуска. Оттуда вы уже на собственной тяге выруливали на предварительный старт, и уже потом на исполнительный :-)
3. У нас, все эти винглеты называются аэродинамическими шайбами. У каждого типа шайбы - своё название. В данном случае, это концевая аэродинамическая шайба.
4. Шайбы на боевых машинах появились значительно раньше. Первыми они появились на наших машинах Су-7 (1955 год, на минуточку).

Ну и так далее :-)
1. да, но так повелось говорить.
2. Согласен.
3. Я все же пишу не научную работу, а популярно рассказываю. В обиходе это винглет.
4. На Су-7, на Ту-104 появились в 1955 году аэродинамические гребни, которые препятствовали перетеканию потока воздуха сверху крыла из-за его большой стреловидности. Такие же стояли на 134 и 154. На ил-62 вместо гребня используется зуб, который создает жгут воздуха.

А вот законцовки крыла появились в начале 70-х.

elly_estel

5 months ago

Anonymous

December 21 2018, 11:51:30 UTC 5 months ago

А почему винглеты не предусмотрели и не рассчитали на стадии проектирования самолета?
К моменту проектирования их эффективность уже была доказана, экономию топлива они дают существенную, логично предположить, что опция будет востребованной.
Это именно опция. Причем их эффективность хороша на дальнемагистральных самолетах (хотя вот боинг на 777 их не вводит, кажется). А наличие их сразу потребовало бы большего объемам испытаний, разработки, проектирования. Это одна из причин, что в базовую версию их не включили. Теперь, когда они потребовались (в частности для аэродрома Лондон-Сити) их сделали.

elly_estel

5 months ago

intheopenocean

4 months ago

интересно, на сколько метров уменьшается разбег самолёта с этими законцовками
Ни на сколько.
Интересно, что у A320 аналогичные концы на крыльях (винглеты или шарклеты, не помню точное название) и загнуты куда сильнее, и длиной куда больше (вроде, около 2 метров).

Почему такая разница с SSJ100?
Нифигасе движки подвесили, ниже колена! А оно не сосет всякую срань с ВПП например?!
Сосёт. Но делали под пижонские заграничные аэропорты. Про нашу действительность у них весьма поверхностные знания.

russos

4 months ago

gdidin

4 months ago

klaustide

4 months ago

gdidin

4 months ago

cu6apum

4 months ago

gdidin

4 months ago

klaustide

4 months ago

cu6apum

4 months ago

klaustide

4 months ago

cu6apum

4 months ago

klaustide

4 months ago

cu6apum

4 months ago

klaustide

4 months ago

russos

4 months ago

// Впервые законцовка крыла, расположенная перпендикулярно его плоскости была сконструирована авиационным специалистом и инженером Ричардом Уиткомбом в начале 1970-х годов
Сдаётся мне, в Вашем пионерском прошлом не было кружка авиамоделирования. Такие законцовки на крыльях планеров старше меня (1961 г.р.). Ни на одной агитке про Дворцы пионеров нет фотографий планеров с "прямым" крылом - все с законцовками.

ququru

December 23 2018, 22:04:25 UTC 4 months ago Edited:  December 23 2018, 22:04:45 UTC

Основной эффект от законцовок заключается в том, что увеличивается удлинение крыла. Больше удлинение - меньше индуктивное сопротивление. Форма законцовки - это, по большому счёту, дело вкуса. Сейчас в моде шарклеты как у Б-787. Но это факт не умаляет заслуги в определении их точной формы и подгонке к реальной машине.
Появление законцовок также ожидает и МС-21, если с ним все будет хорошо.

Слова про CFD прямо режут ухо. Сама формулировка - это прям такой ЦАГИ-стайл новостей. =)
Сколько же денег уже вбухали в этот проект. Тут ведь как в анекдоте про еврея: либо крестик, либо плавки. Либо захватываем Крым и пребываем в конфронтации со всем миром, либо экспортируем самолеты. Третьего не дано, не считая поставки таким же странам-изгоям, хотя Суперджет им нафиг не нужен, или откровенно коррупционных схем и чемоданов черной наличности, как с ирландцами.
Почему во всех самолетах такие стремные кресла пилотов? Или они только на внешний вид такие, а на самом деле просто супер?
Какая машинка красивая получилось. Самое главное, по техническим параметрам.
Любо-дорого посмотреть.
Жаль что с двигателями проблемы. А самое главное, с технической поддержкой.
Очень надеюсь, что компания решает вопрос. Особенно с тех поддержкой.