Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

Category:

Строительство станции метро «Проспект Славы» в Санкт-Петербурге

На свой день рождения я решил, что в Москве делать нечего и поехал в Питер. А чтобы не ездить просто так, то договорился, что поснимаю в Питерском метрострое и в новом музее РЖД. И то, и то оказалось невероятно интересным и захватывающим. Впрочем, как и сама поездка. :)

Станция «Проспект Славы» расположена на пятой линии метрополитена и сооружена за конечной станцией на юге — «Международной». Помимо станции «Проспект Славы» в пусковой участок входят станции «Дунайская» и «Шушары».

На этом участке представлены, аж, три типа станций Петербургского метрополитена: «Проспект Славы» — пилонная глубокого заложения (из железобетонных тюбингов), «Дунайская» — колонная мелкого заложения (четырёхпролётная трёхъярусная) и наземная крытая «Шушары».



Станция расположена на глубине 56 метров и является классическим примером питерской пилонной станции с железобетонными тюбингами. Но, впервые (после возврата к строительству пилонных станций в Петербурге), на станции сооружен средний станционный тоннель большего диаметра, чем было в предыдущих проектах. Его диаметр в свету составляет 9 метров, против 7,7 у боковых.

(На самом деле первой станцией пилонного типа с увеличенным диаметром среднего тоннеля по отношению к боковым была станция «Невский проспект», открытая в 1963 году)

Вообще, у меня очень странные ощущение от Петербургского метростроя. Вроде строится метро, но все немного другое. Во-первых, это царство бетона, как сборного так и монолитного. Чугун я нашел только в наклоне. По другому решена планировка станции, ее служебных помещений и подходных выработок. Всё немного другое, но тем интереснее. Пошли под землю!

1. Чтобы вы понимали стройку, — схема выработок, найденная на просторах инета. На ней красным отмечено то, что было пройдено на какой-то там момент. Сейчас же вся проходка завершена. Для меня осталось загадкой, зачем слева два затвора в одном тоннеле, когда в соседнем один. И очень милые обходные штольни затворов, которые в Москве не делали и не делают. Ну, если делали, то пару раз и давно. Сначала два перегонных щитовых комплекса прошли станцию транзитом от «Международной» и финишировали в подземной демонтажной камере. А, уж, потом из пилот-тоннелей раскрывали путевые станционные тоннели на полное сечение.


2. Горный комплекс шахты №624. Весьма большой и очень открытый. В Москве сейчас наоборот, пытаются утеплить его по максимуму. Но в СПб всегда они такие были.


3. Спускаемся на глубину 56 метров. Ствол монолитный (!), только зона рассечки сооружена из железобетонных тюбингов. Ствол сделан по стандартной схеме под двухклетьевой подъём и лесоспуск.


4. Руддвор. Бетонные тюбинги смотрятся очень непривычно.


5. Подходной тоннель. Язык не поворачивается назвать его штольней. Красиво, чорт.


6. Сечение станции. Москва была и есть вотчиной чугунных станций. Как пилонных так и колонных. Санкт-Петербург в какой-то момент из-за хороших геологических условиях почти полностью перешел на сборный железобетон. В водонепроницаемой, сухой, хорошо разрабатываемой глине строить из чугуна слишком дорого. Этим же путем пошел и Киев. На этой станции впервые за последнее десятилетие сделали средний тоннель большего диаметра, что улучшило как архитектурный проект, так и комфортность работы в служебных помещениях, которые будут располагаться под платформой.


7. Средний зал станции. Сделан из сборного железобетона, кроме оформления проемов. Я стою в натяжной камере – она возведена уже из монолитного железобетона.


8. Архитектурное оформление связано с названием станции, колорит красно-белый. Главным архитектурным элементом станции является развитый крупномасштабный карниз из цветного стекла, вытянутый вдоль всей станции. Карниз представляет собой рамы из алюминиевых профилей в которые вставлены витражи из цветного стекла, за которыми установлены лампы освещения.


9. Станционный тоннель. Здесь на путевой стене уже смонтирован гранит. Боковые залы украсят в военной тематике, что будет перекликаться с памятниками воинам-интернационалистам Афганистана и воинам специальных подразделений, установленными в парке Интернационалистов неподалеку от северного входа на станцию.


10. Платформа с другой стороны. Здесь меня удивила монолитная путевая стена с каналами для кабельных трасс. Зачем ее монолитной делать-то?


11. Оформление проема. Металлические балки монтировались после проходки станционных тоннелей. После чего уже раскрывались проемы и бетонировались пилоны и конструкции проходов.


12. Оформление проемов для такого типа станций всегда было сложной задачей.


13. На станции будет два вестибюля и, соотвественно, два наклонных хода. Чугунные тюбинги я встретил только в них.


14. Торцевая стенка платформы.


15. А это – уже помещение БСП (блок служебных помещений). У нас он называется БТП — блок технических помещений. Удивила конструкция подвесного зонта. Какая-то она трудоемкая с этими кронштейнами.


16. Вот уже готовый подвесной зонт (штукатурка по сетке) в помещении СТП.


17. Все же монолитная путевая стена с забетонированными каналами выглядит странно. Меня вообще удивило обилие мокрых работ при отделке станции.


18. Но как же она красива в таком виде!


19. А теперь пройдемся в тоннель.


20. Только железобетон и монолит.


21. А вот обходная штольня гермоворот. Правда, мило?


22. И, изюминка шахты — подземная демонтажная камера для двухпутного щита, который здесь когда-то финишировал. И уже вчерне готовый двухпутный участок до станции «Дунайская».


23. Над путями находится вентканал и такие вот вентиляционные проемы.


24. А вот готовый двухпутный участок смотрится красиво. Скоро у нас такой же будет!


25. Подъем к станции «Дунайская».


26. Мнения о двухпутном участке я слышал разные. Как хорошие, так и плохие. В общем, эксплуатация покажет.


27. Монолитная камера для демонтажа трех щитов — двух однопутных диаметром 5,6 метров и одного двухпутного диаметром 10,6 метров.


28. Интересно ее строили. Сначала к камере подошел один из перегонных щитов. За оболочкой щита была пройдена штольня, потом через неё была раскрыта калотта и сооружен верхний свод первой части камеры. Затем первый щит был разобран и под свод камеры были подведены монолитные стены. Через какое-то время в камере финишировал второй щит, который также был демонтирован. Потом из этой камеры была построена большая её часть, куда вышел уже десятиметровый щит. Здесь он был демонтирован и выдан через двухпутный тоннель в обратную строну к монтажной камере, где начинал свою проходку.


29. Вентканал.


30. Камера получила название «штаны».


31. И красивая монолитная камера на пересечении подходного тоннеля с перегонным тоннелем («крест»).


32. Огромное спасибо пресс-службе Петербургского Метростроя и Тоннельному отряду-3 за прекрасный подарок на день рождениЯ.


А посмотреть строительство станции «Дунайская» вы можете у periskophttps://periskop.livejournal.com/1784065.html

Мой материал про походку наклонного хода на станции «Обводный канал». Там есть еще немного про местную геологию.

Tags: industrial, trip, Питер, ленметрострой, метрострой
Subscribe

Posts from This Journal “ленметрострой” Tag

promo russos january 28, 2013 00:50 13
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Вот только строили бы побыстрее. В отличие от Москвы тут в развитие метро уже особо не верят. Слишком часто передвигают сроки, слишком часто меняют планы. Новые паровозы только на одной ветке.
В Москве сроки тоже ползут вправо по всем проектам. По ТПК уже года на 4 сползли вроде.

Anonymous

1 year ago

rajon_pride

1 year ago

slavchick

1 year ago

rajon_pride

1 year ago

Maxim Kostrikin

1 year ago

livej78

1 year ago

russos

1 year ago

В Москве же уже есть двухпутные участки - в центре Сокольнической линии. Их эксплуатация что-то уже показала?

Anonymous

December 7 2017, 12:39:25 UTC 1 year ago

А в Париже вообще 100 лет только двухпутные участки. И все отлично

slavchick

1 year ago

russos

1 year ago

st_tsourkan

1 year ago

Интересно, спасибо. Задержали лет на пять от первоначального плана.
Пять лет назад только начали строить (обустраивать площадки)

livej78

1 year ago

russos

1 year ago

Действительно красиво.
Есть в глубоких станциях какое-то очарование.

И в Москве надо строить из бетонных тюбингов глубокие перегоны и станции. Дешевле.
А вот двухпутные тоннели существенно дороже в строительстве, чем пара однопутных.
В большинстве случаев нафиг не нужны.
В центре уже давно всё застроено. Думаете там стратегических объектов фунциклирующих нет? Ха-ха, всё там есть.

Метро наше и без того достаточно глубокое. Благо грунтовых вод у нас нет.

Питерское метро откровенно не люблю. Слишком глубоко. И откровенно говоря, слишком неудобно.

Если брать самый исторический центр, там с метро швах. От одной станции идти к другой, нереально.

karhunpentu

1 year ago

fuflopisatel

1 year ago

slavchick

1 year ago

sharya_rana

1 year ago

fuflopisatel

1 year ago

slavchick

1 year ago

sharya_rana

1 year ago

sharya_rana

1 year ago

karhunpentu

1 year ago

russos

1 year ago

Алекс

1 year ago

russos

1 year ago

Неожиданно. Спасибо за материал. Надеюсь, будет ещё
Вот ещё гляньте )

russos

1 year ago

vartal

1 year ago

Саша, спасибо!
Бетон не вштыривает.
Хрен с ней, с монолитной стеной - но зачем кабель-каналы в теле монолита? Чем хуже просто закрытый отсек с типовыми кронштейнами? Слишком просто?
По стоимости дешевле и практичнее.
Можно протягивать кабельную продукцию параллельно с отделкой.

karhunpentu

1 year ago

russos

1 year ago

Deleted comment

Провинция, денег нет, а строить надо 😂.

slavchick

1 year ago

evguseek

1 year ago

slavchick

1 year ago

evguseek

1 year ago

karhunpentu

1 year ago

evguseek

1 year ago

russos

1 year ago

Ух ты. А где в Москве планируются двухпутные тоннели?
На Кожуховской линии. От середины перегона "Косино"-"Юго-восточная" до "Нижегородской". И, кажется, ещё где-то на ТПК.

maxtar

1 year ago

ldo2000

1 year ago

maxtar

1 year ago

slavchick

1 year ago

ldo2000

1 year ago

slavchick

1 year ago

"Для меня осталось загадкой, зачем слева два затвора в одном тоннеле, когда в соседнем один".
Это аварийный шлюз перед выходом тоннелей на мелкое заложение.
а!!! Спасибо!

karhunpentu

December 7 2017, 13:49:33 UTC 1 year ago Edited:  December 7 2017, 15:07:18 UTC

Спасибо за фоторепортаж.

Смотришь на широкоугольные фотки -
хочется посмотреть с исправленной перспективой, ибо в реале не всё так эпично.
Ходки, обходящие затворы, у нас по научному зовутся обводными каналами. Строятся где-то с 80-х годов, но раньше делали только по одному пути.
А два затвора по одному из путей нужны для прохода мотовоза в режиме ГО. Такие шлюзы у нас есть на некоторых участках выхода линий на поверхность. Двухпутный тоннель сооружением ГО не является, потому его тоже отделили таким шлюзом.
Схема моя кстати, на июнь 2015-го =)

Deleted comment

ignat_chernyaev

1 year ago

russos

1 year ago

karhunpentu

December 7 2017, 13:55:06 UTC 1 year ago Edited:  December 7 2017, 15:06:24 UTC

Эх, знали бы вы, какой "космос" всё это строить.
Russos, определённо догадывается. 😆

Детальные фотографии, видео и комментарии к строительству вынесли бы мозг любому.
"Для меня осталось загадкой, зачем слева два затвора в одном тоннеле, когда в соседнем один."

Я так полагаю это сделано для возможности шлюзования. Причём один тоннель в случае чего запирается наглухо, а второй может шлюзовать как людей, так и чуть ли не целый состав. Если присмотреться, то обходная штольня затвора в тоннеле, где он один, тоже отличается от других. Вероятно там нет маленькой "гермушечки", а используется она для каких то других целей.
да, именно так :)
к лету 2018 успеют открыть?

Помню, пару лет назад ходил мимо этой шахты. Будет у моего троюродного брата рядом с домом станция метро:)

Вообще, у меня очень странные ощущение от Петербургского метростроя. Вроде строится метро, но все немного другое. Во-первых, это царство бетона, как сборного так и монолитного. Чугун я нашел только в наклоне. По другому решена планировка станции, ее служебных помещений и подходных выработок. Всё немного другое, но тем интереснее.

В метрострой я не вхож, но вот от питерского метрополитена у меня ровно такие же ощущения. Всё как у нас, но немного другое:)
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →