Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

И еще про новые диаметры

Юра Попов yopopov написал прекрасный материал про эти диаметры. Советую прочитать и с новыми силами приобщиться к священному спору.

Там уже, у него дали ссылку на презентацию по диаметрам — https://yadi.sk/i/MUi8yI2h3P2E4m

Опубликована концепция "Московских центральных диаметров", предусматривающая конвертацию пригородного железнодорожного сообщения в ближних московских пригородах в частое регулярное движение по типу московского МЦК и немецких С-банов, причем объединяющее радиальные направления в диаметры. С учетом суперуспешности МЦК, идея более чем здравая. Вот схема официально предлагаемых линий.

На первый взгляд все выглядит достаточно разумно. Во всяком случае выбор первых двух линий МЦД1 Лобня - Одинцово и МЦД2 Нахабино - Подольск достаточно очевиден и напрашивается сразу, поскольку практически вся путевая инфраструктура уже имеется и поезда уже ходят именно по этим маршрутам. Нужно лишь реконструировать платформы, добавить пересадки и запустить поезда регулярно (а не несколько раз в сутки). Вопрос тут только один: Планируется ли очетырехпучивание перегона Каланчевская - Курская в рамках этого первого этапа или же пока обойдутся существующими двумя путями?

Остальные линии вызывают чуть больше вопросов. Линия МЦД3 Зеленоград - Раменское минует оба соответствующих вокзала (Ленинградский и Казанский). Не уверен, что это разумное решение. Возможно в этом что-то есть. Но ныне связка Ленинградского и Казанского направления однопутна, и строить там придется немало.

Линия МЦД4 Пушкино - Раменское пожалуй наиболее спорная - на Ярославском направлении нет пересадок на метро вне вокзала, и обход вокзала выглядит очень странным. Первая пересадка с Ярославского направления на метро окажется на Электрозаводской. Зачем увозить народ от центра, чтобы позволить пересесть на метро? Более того, нагрузка с Выхино никуда не исчезнет, поскольку число пересадок с Казанского направления на метро только уменьшится.

Линия МЦД5 Зеленоград - Подольск - вопросов нет, но постройка двупутной развязки у Ржевской/Рижской потребует усилий и капитальных вложений.

Линия МЦД6 Нахабино - Железнодорожный - опять же все разумно, но потребуются капитальные вложения для строительства четвертого главного пути на Горьковском направлении между Карачарово и Курской.

Но тут уже напрашивается другой, более общий вопрос. Зачем вообще пускать столько "маршрутов" на одном и том же направлении, если в центре все равно можно будет пересесть? Мне кажется, что нужно ограничить общее число маршрутов, поскольку иначе на каждом из них будут громадные интервалы. С точки зрения пассажира гораздо лучше немногочисленные простые диаметральные частоходящие линии с удобными пересадками между ними в центре города, чем многочисленные, но редкоходящие маршруты, по которым можно уехать в совершенно разные места, но которые нужно будет ждать по полчаса. С точки зрения города и РЖД простые частоходящие линии тоже будут лучше, поскольку конфликтов между маршрутами будет меньше и соответственно надежность работы линий будет больше, а диспетчиризация движения - проще, поскольку загруженность поездов будет более равномерной (пассажир будет садиться в первый же подошедший поезд), и поскольку загруженность станций будет меньше (народ не будет накапливаться на платформах в ожидании "нужного" маршрута, тем самым блокируя подход к поездам и ограничивая передвижения других пассажиров). То есть по сути причины все те же самые, что и в метро: простота системы, надежность работы, более равномерный пассажиропоток, как в подвижном составе, так и на станциях.

То есть я бы сделал вообще только три диаметра: Савеловско-Белорусский (МЦД1), Рижско-Горьковский (МЦД6) и Ленинградско-Курский (МЦД5) - и на этом бы пока остановился. Делаются три мощные удобные пересадки: Петровско-Разумовская (между МЦД1 и МЦД5), Дмитровская (между МЦД1 и МЦД6) и Каланчевская или Курская (между МЦД5 и МЦД6). Этого бы за глаза хватило для всех практических нужд. Все остальное имеет сомнительный смысл.

А как это заработало бы на полную силу, вот тогда можно было бы подумать и об остальных четырех направлениях (Ярославском, Казанском, Павелецком и Киевском). Кто знает, может тогда уже и решатся построить пару глубоких вводов: один связывающий Ярославское и Павелецкое направления и другой связывающие Киевское и Казанское направления, с несколькими пересадками на метро в центре города. Стройкомплекс должен быть очень рад такой ресурсоёмкой транспортной инвестиции :-)

Вот тогда бы система действительно стала бы идеальной и продуманной. Десять железнодорожных направлений, объединенных в пять осмысленных диаметров. Делать же 17 диаметров из 8 тупиковых линий достаточно бессмысленно. Ну разве что для отчетов хорошо: "Смотрите, сколько линий мы запустили!", хотя реальных линий по сути будет всего четыре, и то не все из них будут иметь смысл. Это как раз именно тот случай, когда "лучше меньше, да лучше".

Update от 17.11.2017: Появилось множество комментариев в духе: "Да ну, Вы что, это абсолютно правильно, что предлагаемые Ленинградско-Казанский и Ярославско-Казанский диаметры (МЦД3 и МЦД4) минуют Площадь Трех Вокзалов!" Позволю себе не согласиться.

Насильственное исключение вокзалов из маршрута - это зло. Должен появиться пряник для пассажира (дополнительные осмысленные пересадки помимо вокзала), а не кнут (насильный отъем удобных и нужных пересадок на вокзале). Посмотрите хотя бы как это делается в других мегаполисах мира. Нигде не исключаются пересадки на бывших тупиковых вокзалах. Вокзалы разгружаются исключительно добавлением пересадок в других местах, но никак не отъемом вокзальных пересадок. Делая систему менее удобной для пассажира, Вы насильно пассажира не заставите ехать туда, куда ему ехать дольше и неудобнее.

В частности, в варианте МЦД4, никакая Электрозаводская не заменит пассажирам Ярославского направления пересадок на Площади Трех Вокзалов на (1) Кольцевую линию метро, (2) Сокольническую линию метро, (3) создаваемый Рижско-Горьковский диаметр, (4) создаваемый Ленинградско-Курский диаметр, (5) Казанский вокзал. Пять осмысленных пересадок изымаются из обращения, добавляются же лишь только две. На Казанском же направлении все тоже станет только хуже, поскольку число пересадок с Казанского направления на метро только уменьшится. Ни одной новой не прибавится, зато Казанский вокзал убавится. Соответственно, существующие пересадки (скажем, Выхино) будут загружены только больше. Ситуация в целом ухудшается, а не улучшается.

Аналогично, в варианте МЦД3, никакая Петровско-Разумовская не заменит пассажирам Казанского направления пересадок на Площади Трех Вокзалов на (1) Кольцевую линию метро, (2) Сокольническую линию метро, (3) создаваемый Рижско-Горьковский диаметр, (4) создаваемый Ленинградско-Курский диаметр, (5) Ярославский вокзал. Единицам это возможно будет удобнее, но основной массе станет хуже.

Tags: Москва, РЖД
Subscribe

Posts from This Journal “РЖД” Tag

promo russos january 28, 2013 00:50 16
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 150 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →