Европейское метро приходит в Москву
Дима Чистопрудов побывал на строительстве двухпутного тоннеля Кожуховской линии метро в Жулебино. Я тоже должен был поехать, но аккумулятор в машине сказал, что мне не надо туда ехать. А жалко. Делаю просто перепост и немного прокомментирую. Десятиметровый ТПМК, названный «Лилией», был собран в переходной камере на Привольной улице в Жулебино. Я вам уже показывал начальный этап его сборки, теперь смотрим что получилось.
Необходимо дать пояснения. Во-первых, Лилия действительно, самый большой щит для строительство метро, но в Москве уже работал щит большего диаметра (14,2 метров!) Это ТПМК этой же фирмы «Елизавета», которым построены Лефортовский и Северозападный тоннели. Уже в процессе проектирования Серебреноборских тоннелей было принято решение проложить участок метро не в отдельных тоннелях, а нижнем ярусе, что и было реализовано.
Во-вторых, проект очень спорный и до сих пор не ясно, насколько удобно такой участок будет эксплуатировать. Еще в 30-е годы было принято решение отказаться в метрополитене от боковых платформ (Станция «Александровский сад» в силу разных обстоятельство стала исключением), так как они неудобны как и для работников, так и для пассажиров. Как будет здесь — покажет время. Потом, честно скажу, я даже не вижу особенного выигрыша в строительстве. С одной стороны работа одного щита в замен двух — дешевле, но объем грунта с одного тоннеля диаметром 10 метров больше, чем с двух шестиметровых тоннелей. Потом обделка большего диаметра дороже, чем меньшего. Но тут все настолько на грани, так что надо внимательно изучать сметы. Еще не забываем, что многое зависит от геологии.
Но в любом случае, Москва получит прекрасный опыт строительства и будут новые фотографии большого тоннеля. :)
Оригинал взят у
chistoprudov в Европейское метро приходит в Москву
Необходимо дать пояснения. Во-первых, Лилия действительно, самый большой щит для строительство метро, но в Москве уже работал щит большего диаметра (14,2 метров!) Это ТПМК этой же фирмы «Елизавета», которым построены Лефортовский и Северозападный тоннели. Уже в процессе проектирования Серебреноборских тоннелей было принято решение проложить участок метро не в отдельных тоннелях, а нижнем ярусе, что и было реализовано.
Во-вторых, проект очень спорный и до сих пор не ясно, насколько удобно такой участок будет эксплуатировать. Еще в 30-е годы было принято решение отказаться в метрополитене от боковых платформ (Станция «Александровский сад» в силу разных обстоятельство стала исключением), так как они неудобны как и для работников, так и для пассажиров. Как будет здесь — покажет время. Потом, честно скажу, я даже не вижу особенного выигрыша в строительстве. С одной стороны работа одного щита в замен двух — дешевле, но объем грунта с одного тоннеля диаметром 10 метров больше, чем с двух шестиметровых тоннелей. Потом обделка большего диаметра дороже, чем меньшего. Но тут все настолько на грани, так что надо внимательно изучать сметы. Еще не забываем, что многое зависит от геологии.
Но в любом случае, Москва получит прекрасный опыт строительства и будут новые фотографии большого тоннеля. :)
Оригинал взят у
Один большой двухпутный тоннель и станции с платформами по бокам, как в Мадриде, Берлине, Риме, Копенгагене и Токио. Встречайте теперь и в Москве!

1. Впервые за всю историю строительства московского метрополитена запущен тоннелепроходческий механизированный комплекс (далее ТПМК), ведущий проходку большого двухпутного тоннеля диаметром десять метров. Строительство двухпутных тоннелей часто называют «мадридским методом». Именно в Мадриде с помощью такой технологии удалось построить почти 200 км тоннелей и 156 станций метро всего за 12 лет.
Десятиметровый ТПМК, названный «Лилией», был собран в переходной камере на Привольной улице в Жулебино. На фото — портал будущего тоннеля. «Лилия» уже стартовала и прошла несколько метров. На начальном этапе скорость движения ничтожная, но когда закончатся все пуско-наладочные работы, комплекс будет проходить до 10 метров в сутки. Так как для Москвы технология уникальна, несмотря на недавние морозы, с ходом работ лично ознакомился мэр города.

Испанцы предложили строить в Москве тоннели по распространенной в Европе технологии — с двумя путями и платформами по бокам. Подобное строительство ведется значительно быстрее, поскольку тоннель в этом случае прокладывается одним проходческим щитом большого диаметра, а не двумя.
По этой двухпутной технологии планируется строить часть будущей Кожуховской ветки, которая соединит Некрасовку с центром Москвы и пройдет параллельно существующей Таганско-Краснопресненской линии. «Лилия» пройдет от переходной камеры за станцией «Косино» в направлении станции «Нижегородская улица», то есть до МЦК. Остальные участки будут пройдены обычным методом.

В интернете попробовал найти схему этого щита, но не уверен, что это именно он. По сути — это огромный металлический червяк. Существует легенда, что изобретателю проходческого щита Марку Брюнелю пришла в голову идея этого устройства, когда он наблюдал, как корабельный червь прокладывает дорогу в твердой дубовой щепке. Это было, на минуточку, в начале 19 века. Брюнел заметил, что только лишь голова маленького моллюска покрыта жесткой раковиной. С помощью её зазубренных краев червь буравил дерево. Углубляясь, он оставлял на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Взяв этот принцип за основу, Брюнел запатентовал большой чугунный проходческий щит, который проталкивают под землей домкратами. Рабочие могли убирать из щита землю, а тот в свою очередь предохранял их от обвала породы. Щит углублялся в породу,
1. Впервые за всю историю строительства московского метрополитена запущен тоннелепроходческий механизированный комплекс (далее ТПМК), ведущий проходку большого двухпутного тоннеля диаметром десять метров. Строительство двухпутных тоннелей часто называют «мадридским методом». Именно в Мадриде с помощью такой технологии удалось построить почти 200 км тоннелей и 156 станций метро всего за 12 лет.
Десятиметровый ТПМК, названный «Лилией», был собран в переходной камере на Привольной улице в Жулебино. На фото — портал будущего тоннеля. «Лилия» уже стартовала и прошла несколько метров. На начальном этапе скорость движения ничтожная, но когда закончатся все пуско-наладочные работы, комплекс будет проходить до 10 метров в сутки. Так как для Москвы технология уникальна, несмотря на недавние морозы, с ходом работ лично ознакомился мэр города.
Испанцы предложили строить в Москве тоннели по распространенной в Европе технологии — с двумя путями и платформами по бокам. Подобное строительство ведется значительно быстрее, поскольку тоннель в этом случае прокладывается одним проходческим щитом большого диаметра, а не двумя.
По этой двухпутной технологии планируется строить часть будущей Кожуховской ветки, которая соединит Некрасовку с центром Москвы и пройдет параллельно существующей Таганско-Краснопресненской линии. «Лилия» пройдет от переходной камеры за станцией «Косино» в направлении станции «Нижегородская улица», то есть до МЦК. Остальные участки будут пройдены обычным методом.
В интернете попробовал найти схему этого щита, но не уверен, что это именно он. По сути — это огромный металлический червяк. Существует легенда, что изобретателю проходческого щита Марку Брюнелю пришла в голову идея этого устройства, когда он наблюдал, как корабельный червь прокладывает дорогу в твердой дубовой щепке. Это было, на минуточку, в начале 19 века. Брюнел заметил, что только лишь голова маленького моллюска покрыта жесткой раковиной. С помощью её зазубренных краев червь буравил дерево. Углубляясь, он оставлял на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Взяв этот принцип за основу, Брюнел запатентовал большой чугунный проходческий щит, который проталкивают под землей домкратами. Рабочие могли убирать из щита землю, а тот в свою очередь предохранял их от обвала породы. Щит углублялся в породу,