Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

«Газпром» — Южно-Русское месторождение

Время воскресного перепоста :) Смотрим на материал 2013 года — поездка и съемка для «Газпрома» Южно-Русского месторождения.

Оригинал взят у russos в «Газпром» — Южно-Русское месторождение
Чтобы узнать, как добывают газ в суровых условиях тундры, я отправился в пресс-тур на Южно-Русское месторождение, организованный для российских и иностранных журналистов двумя компаниями, входящими в Группу «Газпром», — ОАО «Севернефтегазпромом» и Nord Stream AG. В программе поездки было запланировано посещение производственных объектов, а также визит на стойбище оленеводов. В этом репортаже я расскажу о самом месторождении, а про оленеводов будет отдельный пост.



Если вам не терпится увидеть все и сразу, то на сайте «Газпрома» вы можете найти итоговый материал по поездке — Южно-Русское месторождение — энергия природы на благо людям, но у себя в блоге я традиционно представлю немного иную версию. А пост про оленеводов будет отличаться весьма значительно.



Южно-Русское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в Северо-Восточной части Западной Сибири, в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, и является одним из крупнейших в России по объемам запасов. На сегодняшний день они превышают 1 трлн куб. м газа и 40 млн тонн нефти и газового конденсата.

Первые исследования этого региона проводились еще в конце 60-х годов прошлого века. 17 ноября 1969 года Уренгойская нефтегазоразведочная экспедиция во время испытания разведочной скважины № 6 получила фонтан газа из сеноманских отложений (глубина залегания — от 900 до 1700 метров) — так было открыто это месторождение. Осваивать его начали уже в этом столетии: в январе 2006 года начались работы по его обустройству, а в октябре 2007 года пусковой комплекс месторождения был введен в эксплуатацию. В 2009 году — с опережением на один год — Южно-Русское месторождение было выведено на проектную мощность добычи — 25 млрд куб. м газа в год.

В июне 2010 года стартовал новый этап в жизни «Южно-Русского» — впервые в России началось освоение туронской газовой залежи месторождения (глубина залегания — около 800 м), и уже в мае 2011 года был получен первый газ из экспериментальной скважины, а 5 декабря 2011 года туронский газ стал поступать в Единую систему газоснабжения (ЕСГ).

Месторождение является сырьевой базой для газопровода «Северный поток», по которому наш газ поступает в Германию. Никто и никогда не сможет точно измерить, сколько именно газа поступает отсюда в газопровод. Его просто берут из ЕСГ, но известно, что основная масса газа в трубах, которые подводятся к объектам «Северного Потока» — это газ с Южно-Русского месторождения.

1. Месторождение находится в труднодоступном районе. Самый быстрый способ до него добраться — сесть на вертолет в аэропорту Нового Уренгоя и пролететь порядка 200 километров на восток над бескрайней тундрой, где нет почти никакого жилья (когда-то это был единственный способ; в настоящее время до месторождения построена нормальная дорога, своего рода «красноселькупский автобан»).


2. Фоторепортаж о перелете вы можете найти у меня в блоге. Там много красивой природы и бесконечной тундры.


3. Приближаемся к месторождению — в одну точку сходятся нитки трубопроводов. Это газосборная сеть, по которой газ идет от скважин до установки комплексной подготовки газа (УКПГ). На ней газ очищается, осушается и отправляется в Единую систему газоснабжения России.


4. А вот, собственно, и сама УКПГ.


5. На безопасном от производства расстоянии видим вахтовый городок. Здесь живут работники, занятые на производстве. Вокруг на сотню километров — ни одного жилья. На территории городка действуют очень требовательные правила поведения, включая строжайший сухой закон. Больше всего меня удивило соблюдение водителями скоростных режимов. Прописано ездить по территории не более 20 километров в час — все так и едут. Понятно, что до ближайшего гаишника — более 200 километров, но вот инспектора по охране безопасности труда не дремлют.


6. Ми-8 — основное и самое быстрое средство передвижения в этих краях.


7. Север суров :) По прилету нас расселяют в вахтовом поселке, читают традиционную лекцию по технике безопасности и вводную информацию по месторождению. Когда я в номере гостиницы увидел количество приготовленного репеллента, то понял, что битву с комарами выиграть будет очень сложно. И север все-таки суров. :)


8. А теперь пора на экскурсию знакомиться с производством.


9. Всего на месторождении в одну вахту трудятся 250 человек. Оперативный персонал круглосуточно контролирует технологический режим и корректирует параметры работы оборудования. Остальные работники обслуживают газовые скважины, системы водоснабжения и канализации, обеспечивают транспортные перевозки, содержание внутрипромысловых дорог, ремонт и ревизию технологического оборудования, исследование скважин. Сама вахта длится месяц. И после месяца напряженного труда работники выезжают к месту постоянного жительства, а на их место прибывает следующая вахта.


10. Промысел Южно-Русского месторождения — один из самых современно оснащенных в России. Сотрудники контролируют технологический процесс, не выходя из помещения главного щита управления.


11. Добыча газа на месторождении максимально автоматизирована, и практически все операции проводятся без участия человека. На фотографии вы видите задвижку, позволяющую регулировать подачу газа из скважины в сборный коллектор в дистанционном режиме.


12. Скважина — это как айсберг. Над землей возвышается только малая ее часть — арматура скважины, ее обвязка. Внизу — сложная конструкция, состоящая из труб различного диаметра, находящихся друг в друге и уходящих на глубину от 900 до 1000 метров и глубже. Скважины бывают не только обычные вертикальные. Есть и субгоризонтальные, когда подземная часть скважины располагается параллельно земной поверхности; есть и наклонно-направленные — это нечто среднее между вертикальными и субгоризонтальными. На сегодняшний день на месторождении эксплуатируется 143 скважины.


13. Газодинамические исследования на скважинах осуществляются с обязательным отжигом скважинной продукции на факел куста. Все это помогает контролировать правильность разработки месторождения, определять характеристику пласта и параметры работы скважины.


14. С виду завод — это хитроумное переплетение труб; но на самом деле это сложнейший организм, состоящий из современных конструкторских решений, новейших технологий и высочайшего профессионализма работающих здесь людей.


15. Начальник газового промысла Марат Хуснуллин проводит экскурсию по УКПГ. К сожалению, время ограничено, хотя Марата можно слушать бесконечно — он очень интересно рассказывает о своем любимом деле.


16. Это здание — пункт переключающей арматуры. Сюда «приходят» газопроводы-шлейфы, соединяясь в единый коллектор, и отсюда же потом «уходит» товарный газ.


17. Вводы шлейфов с месторождения.


18. Хитроумная конфигурация газопровода.


19. Строительство в условиях вечной мерзлоты очень специфично. Здания нужно поднимать на сваях над землей, чтобы тепло от дома не растопило мерзлоту. В противном случае фундамент поплывет вместе с домом. Помимо этого нужно еще делать защиту вокруг свай или фундамента. Трубки на фотографии — это термостабилизаторы, которые не дают растепляться вечной мерзлоте. В них закачан газ фреон-22, который работает как тепловой аккумулятор.


20. Камеры для приема и запуска очистных устройств. Они же «скребки», «свиньи» или «поросята». С помощью этих устройств полость газопровода очищают от влаги и механических примесей.


21. Объем запасов туронской залежи Южно-Русского месторождения оценивается в 300 млрд куб. м. Это промышленно значимые запасы. Однако туронский газ, хоть и залегает выше сеноманского (подробнее о классификации газа можете прочитать в статье), но является трудноизвлекаемым из-за низкой проницаемости коллекторов, их изменчивости по площади простирания, небольших дебитов газа, наличия невысоких пластовых температур, близко расположенной границы вечномерзлых пород и аномально высокого пластового давления.


22. Марат Хуснуллин с гордостью показывает шлейф № 3, откуда газ из туронской залежи поступает на УКПГ. Скважина № 174 — экспериментальная и построена специально для добычи газа из «турона».


23. По конструкции эта скважина — двухзабойная субгоризонтальная, что позволяет вести раздельную и совместную эксплуатацию двух туронских пластов.


24. Красивое производство.


25. Компрессорная станция, которая поднимает давление и отправляет газ в ЕСГ.


26. Вот по этой трубе товарный газ отправляется в свое далекое путешествие.


27. На территории промысла есть своя пожарная часть, бойцы которой провели для нас небольшую показательную тренировку.


28. Часть всегда находится в боевой готовности.


29. Помимо обслуживания производства она также помогает тушить лесные пожары в окрестностях.


30. Петр Марьин, водитель пожарной машины: «Я с 1991 года, как отслужил в армии, живу и работаю в Уренгое, полюбил Северный край и решил остаться тут навсегда».


31. Пожарный вездеход. Желаю бойцам сухих рукавов и возвращаюсь в вахтовый городок. Завтра полетим на стойбище.


Напоминаю, что у меня есть твиттер, фейсбук, вконтакт и инстаграм!

Tags: industrial, trip, Газпром, Ямало-Ненецкий автономный округ, авиация
Subscribe

Posts from This Journal “Газпром” Tag

promo russos january 28, 2013 00:50 16
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments