Переясловское месторождение расположено на территории Рыбинского, Уярского и Партизанского районов. Условно месторождение делится на 4 больших участка, три из них — промышленные. Площадь месторождения по основному промышленному пласту «Мощный» составляет 87 кв. км. На его юго-восточном участке — Кильчугском — и расположен Переясловский разрез.
Месторождение было открыто в 1949 году. Предварительная разведка проведена в 1959—1960 годах, а детальная — в 1982—1983, когда 1 февраля 1982 года была образована Переясловская разведочно-добычная партия для отбора крупнотоннажной пробы. Добыча угля на Переясловском месторождении ведется открытым способом и первый уголь здесь был добыт в 1987 году. Это крупнейший разрез в группе компаний «Русский Уголь» — на нем добывают 5,5 миллионов тонн угля в год. Переясловский уголь идет для нужд энергетики и ЖКХ Сибири.
На Переясловском разрезе добывают в основном высококачественный бурый уголь марки «3 БР». Отличительная особенность этого угля — высшая степень углефикации. Теплота сгорания — от 4170 до 4500 килокалорий на кг (для сравнения теплотворная способность бородинского угля — до 3800 килокалорий). В Переясловском угле низкое содержание кальция и низкая зольность, он используется для так называемого пылевидного и слоевого сжигания на крупных ТЭЦ и ГРЭС, а также в котельных коммунально-бытовых потребителей и населением.
1. На разрезе применяется комбинированная система разработки. На горных работах задействованы шагающие экскаваторы-драглайн ЭШ-10/70, ЭШ-11/70 и ЭШ-15/90, электрические карьерные экскаваторы ЭКГ-4,6, ЭКГ-5А, ЭКГ-8И и ЭКГ-10А, а также гидравлические экскаваторы Komatsu PC-400, PC-750 с емкостью ковшей от 2 м³ до 4 м³. Собственно на панораме справа как раз видны все основные этапы по добыче угля.
.::кликабельно::.
2. Если присмотреться, то на панораме можно найти эту машину — она крайняя справа. Это шагающий экскаватор-драглайн ЭШ 11/70. Им ведутся вскрышные работы — вскрывают пустую породу, чтобы добраться до пластов с углем.
3. В качестве технологического транспорта на разрезе используются автосамосвалы БелАЗ грузоподъемностью 55 тонн.
4. И, наконец-то, добыча угля. В горном деле, кстати, правильно говорить «дОбыча», с ударением на первый слог.
5. Добыча ведется круглосуточно — непрекращающийся конвейер из БелАЗов сменяет друг-друга.
6. Продукция разреза «Переясловский» помимо бурого уголя марки «3 БР», представлена сортомарками: «2БР», «2БПКО», «2БМСШ», «3БР», «3БПКО», «3БМСШ».
7. БелАЗы отвозят уголь на угольные склады временного хранения, где их перегружают в железнодорожный транспорт, но об этом чуть ниже.
8. Маркшейдер за работой.
9. Промышленные запасы в пределах горного отвода составляют около 300 миллионов тонн.
10. В ноябре 2015 г. «Русский Уголь» приобрел право пользования недрами участка «Северо-Восточный» Переясловского буроугольного месторождения, что увеличило запасы разреза на 78 млн. тонн. Через 2 года новый участок планируется вовлечь в добычу.
11. На нем будет применяться та же система разработки, что и на действующем участке разреза «Переясловский», но в рамках нового технического проекта, который позволит сохранить и при необходимости увеличить производственную мощность предприятия с минимальными капитальными затратами.
12. А теперь давайте внимательнее посмотрим на шагающий экскаватор-драглайн. Это скромная машина со стрелой длиной 70 метров и объемом ковша 10 кубометров. На самом большом в мире шагающем экскаваторе (Биг Маски) объем ковша был 168 кубометров. А рядом, на Назаровском разрезе, работал экскаватор ЭШ 100/100 (стрела — 100 м, ковш — 100 м³).
13. Главный инженер Переясловского разреза Сергей Гиль наблюдает за работой машины, которая занимается вскрышными работами.
14. В прошлом драглайны имели широкое распространение во всех классах и размерных группах строительных и карьерных одноковшовых экскаваторов. В настоящее время, ввиду широкого распространения гидравлических экскаваторов, драглайны представлены только в тяжелом классе экскаваторов, как правило — карьерных.
15. Машинист экскаватора Константин Зайцев.
16. Драглайн (англ. dragline) — одноковшовый экскаватор со сложной канатной связью. Обычно имеет полиспаст, тяговую и подъёмную лебёдки, стрелу и ковш. Длина стрелы может достигать 100 м, а вместимость ковша — до 168 м³. Оборудуется, как правило, шагающим ходом, но ранее широко выпускались и на гусеничном шасси. Применяется при больших объемах земляных работ: в карьерах при вскрыше, в гидротехническом и мелиоративном строительстве.
17. Краткое совещание о планах на ближайшие пару дней — как будет происходить разработка вскрышного подуступа с перевалкой в выработанное пространство. Внизу виден угольный пласт, где ведется добыча.
18. Из-за маятникового раскачивания ковша на подъёмном и тяговом тросах, — драглайн является самым сложным в управлении одноковшовым экскаватором.
19. Драглайн способен обеспечить высокое усилие копания, при условии, что в начале хода ковш хорошо заглубится в грунт (ковш заглубляется в грунт только за счет собственной массы).
20. Гибкая подвеска ковша и легкая решётчатая стрела драглайна обеспечивает наибольший радиус, наибольшую глубину копания, а также наибольшую высоту выгрузки по сравнению с другими видами рабочего оборудования экскаваторов. Кроме того, драглайны обладают высокой производительностью.
21. Машинист экскаватора Константин Зайцев.
22. Машинный зал. Драглайны изобрел John W. Page в 1904 году при завершении строительства Чикагского санитарно-судового канала.
23. Гибкая подвеска ковша не обеспечивает достаточной точности копания и выгрузки. Перемещение грунта в транспортные средства драглайнами затруднительно.
24. Поэтому выгрузка грунта или полезных ископаемых производится в отвал — откуда перегружается в транспортные средства экскаваторами типа мехлопата или погрузчиками. Но, как я написал выше, шагающие в экскаваторы обычно используются на вскрышных работах и пустую породу из отвала дальше не никуда не перегружают.
25. За его работой можно было наблюдать долго — очень медиативно.
26. Издалека смотрим на эту прекрасную машину еще раз и едем дальше.
27. В работе ЭКГ-10 — экскаватор карьерный гусеничный с ковшом емкостью 10 м³. Машина предназначена для разработки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и пород вскрыши на открытых горнорудных карьерах, а также для отвалообразования и погрузочных работ на складах. Прямая лопата обеспечивает наибольшее усилие копания и наибольшую производительность (за счёт минимального количества операций в одном цикле копания).
28. Вскрышная порода вывозится автосамосвалами БЕлаЗ в отвал в выработанное пространство. Данные участки подлежат технической, а после и биологической рекультивации.
29. Объем ковша для таких машин может достигать 20 кубометров.
30. На этой модели ковш, как следует из индекса, — 10 кубов. Вот они и высыпаются сейчас в кузов.
31. Младшая модель ЭК- 5А.
32. Вся техника оборудована системой GPS/ГЛОНАС с датчиками контроля топлива. Перед началом работы все водители и машинисты проходят медицинский контроль, включая тест на алкоголь.
33. Добытый уголь свозится на станцию «Угольная», которая находится на промплощадке разреза. Здесь с помощью роторного экскаватора ЭР-1250 происходит погрузка угля в ж/д вагоны.
34. Всего на разрезе работают два таких гиганта.
35. Роторный экскаватор — экскаватор непрерывного действия на гусеничном или шагающе-рельсовом ходовом оборудовании, разрабатывающий грунт породу с помощью рабочих элементов (ковшов, скребков или резцов), укреплённых на роторном колесе.
36. Идею копающего колеса впервые высказал Леонардо да Винчи в начале XVI века. B 1884 году американский инженер Ч. Смит получил патент на экскаватор c 2 роторными колёсами, расположенными симметрично относительно конвейера. Первый роторный экскаватор был изготовлен в Германии в 1916 году фирмой «Humboldt» по патенту французского инженера Г. Швандера. Первые роторные экскаваторы в CCCP были созданы в мастерских Часов-Ярских карьеров огнеупорного сырья в 1950-x годах, a промышленное производство началось в 1958 году.
37. На Переясловском разрезе работают более 720 человек. Этот разрез является одним из крупнейших в крае работодателей и по сути обеспечивает работой весь район. На нем работает много шахтерских династий, для которых добыча угля стала уже семейной традицией.
38. Вытяжные пути станции «Угольная» примыкают к станции «Кильчуг» Абаканского отделения Красноярской железной дороги.
39. Готовый к отгрузке уголь.
40. Огромное спасибо пресс-службе компании «Русский Уголь», всем сотрудникам компании и лично директору разреза Переясловский Владимиру Киль и главному инженеру разреза Сергею Гиль за интересную экскурсию по производству.
Journal information