Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

РусГидро | Новосибирская ГЭС

Поездка в Новосибирск получилась очень насыщенной благодаря большому количеству объектов, которые нужно было и хотелось посетить. Но и без всяко-разно непредвиденных ситуаций и приключений не обошлось. Все как обычно и очень не скучно. Собственно, после авиационных съемок у меня была запланирована поездка на Новосибирскую ГЭС и прогулка к Ту-104 в Бердске. И если до аэропорта «Толмачево» с ангаром можно доехать на общественном транспорте, то добраться до ГЭС и до Бердска уже проблематично. Нет, конечно, для особых фанатов оно реально, но зачем такие мучения? Я как-то привык, что в поездках меня либо возят, либо я сам вожу себя. И никакого ОТ, который съедает ценное время путешествия (к поездкам в центр Москвы это никак не относится, если чо) и мешает взять с собой все необходимое оборудование.

Чтобы избежать всех этих проблем, я решил взять напрокат машину. Только любая прокатная контора мне не подходила (да, я привередливый) — мне нужна была такая, чтобы я мог получить мили в программе S7 Priority. С этой программой работают только Sixt или Avis. В Новосибирске работает только Avis, поэтому проблемы выбора не было. Но чтобы получить вожделенные 500 миль, нужно было забронировать не самую дешевую машину, а на ступеньку выше. Мне не принципиально на чем ездить, так что забронировал что-то типа Hyundai Solaris с автоматом. А за то, что я участник программы S7 Priority, даже получил скидку на аренду – что-то около 10%.

И все было бы прекрасно, если бы не косяки прокатной конторы с автомобилем. Когда я забирал ее в аэропорту, то первый раз замки открывал представитель Avis. После перелета из Москвы мне уже так хотелось в гостиницу, что я не стал тщательно проверять комплектацию и работу всех систем. А зря. Первый звоночек был на утро следующего дня, когда я поехал на съемку в «Толмачёво» — дверь не открывалась. Замок замерз! Просто фантастика. Впервые за 10 лет с такой фигней сталкиваюсь. После продолжительной возни с замком мне удалось его расшатать и открыть. Но дальше – лучше. По дороге выяснилось, что в автомобиле замерзли брызгалки, а без них в метель, мягко говоря, не очень удобно ехать. Вечером, после того как машина простояла почти 10 часов на парковке около аэропорта, я вообще не смог открыть злополучный звонок. Позвонил в службу техподдержки, те прислали сотрудников с зажигалкой (благо они рядом были). Замок мне отогрели, но саму проблему не решили. А на мой вопрос, что мне делать с замерзшими брызгалками, предложили «отогреть машину где-нибудь». Хорошо, что на следующий день ударило потепление, и они сами оттаяли. А для замка пришлось купить на ближайшей заправке размораживатель. Кстати, Avis до сих пор (уже месяц прошел!) не вернул мой депозит в 9000 тысяч и зажал 500 миль по программе. Ау!

Но, так или иначе, машина в самой нищебродской комплектации у меня появилась (а на пять дней больше и не надо). Пора ехать на Новосибирскую ГЭС.



Для начала немного ликбеза и истории. Новосибирская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Обь в Советском районе города Новосибирск. ГЭС, как единственная станция на Оби, играет важную роль во всей энергосистеме Новосибирска. Построена в 1950—1961 годах. Собственником Новосибирской ГЭС (за исключением судоходного шлюза) является ПАО «РусГидро». Архитектурный комплекс Новосибирской ГЭС является объектом культурного наследия и охраняется государством.

Первая схема гидроэнергетического использования Оби была создана в 1933—1934 годах по заданию Госплана СССР институтом «Ленгипроводхоз». Но в 1937 году дальнейшие проектные проработки были приостановлены.

В годы Великой Отечественной войны в Новосибирскую область, в первую очередь непосредственно в Новосибирск, было эвакуировано значительное количество промышленных предприятий и населения. Резко возросший промышленный потенциал региона вызвал острый дефицит электроэнергии, что потребовало срочных мер по созданию новых генерирующих мощностей. В этой ситуации было принято решение о возобновлении проектных работ по мощной гидроэлектростанции на Оби в районе Новосибирска. В мае 1945 года начались изыскательские работы по выбору створа Новосибирской ГЭС.

Был изучен участок Оби протяженностью 20 км вниз по течению от села Нижние Чемы, на котором было предварительно определено 11 возможных створов. По ряду параметров привлекательным выглядел створ непосредственно в черте Новосибирска — у деревни Бугры. Он позволял увеличить напор (соответственно, и выработку электроэнергии), а для строители видели большой плюс в твердых породах, на которых можно было расположить будущую станцию. Однако в случае затопления в аварийную зону попадали часть городской застройки, железнодорожный мост и ряд других объектов. Поэтому 23 октября 1945 года правительственная комиссия утвердила створ в районе деревни Нижние Чемы, расположенный в 18 км выше Новосибирска.

Уже в мае 1953 года началась укладка первого бетона, 5 ноября 1956 года перекрыто русло Оби, а еще через год был запущен первый агрегат. Всего полтора года спустя на ГЭС были запущены все семь гидроагрегатов. 12 августа 1961 года госкомиссия приняла станцию в постоянную эксплуатацию.

1. Погода утром была не съемочной вообще. Но и не в таких условиях работали. После инструктажа по ТБ, выдаче касок и уточнения плана работы идем в машинный зал и начинаем свое путешествие по станции.


2. По конструкции Новосибирская ГЭС представляет собой низконапорную русловую гидроэлектростанцию (здание ГЭС входит в состав напорного фронта). Установленная мощность электростанции — 465 МВт.


3. Если кто забыл, то вот так выглядит в разрезе низконапорная ГЭС. Здание ГЭС совмещенного типа (в нем размещены одновременно гидроагрегаты и водосбросы) длиной в 223,6 м, расположенное на левом берегу, разделяется на машинный зал и монтажную площадку. Машинный зал, в свою очередь, состоит из семи блоков, в каждом из которых размещены гидроагрегат и три донных водосброса (общая максимальная пропускная способность донных водосбросов при форсированном подпорном уровне — 5200 м³/с). Новосибирское водохранилище одно из немногих на территории бывшего СССР, которое чисто теоретически может быть спущено полностью с помощью донных водосбросов.


4. А теперь для искушенных — технические подробности. Для пропуска избыточных объемов воды в паводковый период используется водосбросная бетонная плотина длиной в 198,5 м и высотой в 20 м. Плотина имеет 8 пролетов шириной по 20 м, перекрываемых плоскими колесными затворами, и рассчитана на пропуск 9200 м³/с воды при нормальном подпорном уровне и 13 400 м³/с — при форсированном уровне. Гашение энергии сбрасываемой воды производится на водобое, представляющем собой железобетонную плиту толщиной в 2-4 м и длиной в 32,5 м. Она снабжена двумя рядами пирсов-гасителей трапецеидальной формы, имеющих высоту и толщину в 2,5 м. Плита заканчивается зубом, заглубленным в основание, за ним на протяжении 20 м расположена рисберма, выполненная частично из бетонных кубов, частично из крупного камня — на чертеже это все прекрасно видно.


5. Эстетика 1950-х годов. Уже не так красиво, как в 1930-е, но и не бездушные пульты последующих лет. Электроэнергия Новосибирской ГЭС выдается в энергосистему по следующим линиям электропередачи: две линии по 220 кВ и четыре линии по 110 кВ.


6. Возраст станции весьма преклонный, и сейчас идет большая программа капитального ремонта и модернизации гидроагрегатов.


7. Сейчас гидроагрегат №4 проходит плановую модернизацию.


8. На станции это четвертый гидроагрегат, на котором будет заменена устаревшая гидротурбина. Турбина проработала 57 лет, выработав при этом 17,561 млрд кВт/ч. Ее установленная мощность после модернизации увеличится на 5 МВт.


9. Долгосрочная программа комплексной модернизации ГЭС (период реализации 2012-2020 гг. с перспективой до 2025 года) направлена на техническое перевооружение генерирующих объектов «РусГидро». Всего планируется заменить 55% турбин, 42% генераторов и 61% трансформаторов от общего парка компании. Это позволит переломить тенденцию старения парка оборудования, обновление всех генерирующих мощностей отработавших нормативные сроки, а также снизить эксплуатационные затраты за счет уменьшения объемов ремонтов и автоматизации процессов. Реализация программы позволит заменить генерирующее оборудование общей мощностью 12 618 МВт и увеличить установленную мощность объектов компании на 779 МВт.


10. Рабочие колеса — как старые, так и новые — выпустил Харьковский турбинный завод. Для замены колеса требуется демонтировать часть бетона в шахте гидроагрегата и сделать новое посадочное место.


11. Ввод в эксплуатацию гидроагрегата №4 запланирован на вторую половину 2016 года.


12. Бетон за 50 лет набрал очень хорошую плотность, и просто так его не сковырнуть. В ход идут алмазные пилы и алмазные коронки.


13. А полное завершение работ по модернизации оставшихся трех гидротурбинных установок на Новосибирской ГЭС планируется к 2020 году.


14. Прекрасные старые таблички и относительно новые показометры.


15. А это уже новая турбина и наш экскурсовод по станции — Андрей Гисматулин, начальник участка службы эксплуатации Новосибирской ГЭС.


16. Всегда удивляюсь сложности станции и их непохожести друг на друга. Каждый проект — жемчужина инженерного искусства.


17. Новый гидроагрегат №5.


18. Как показала история, электрификация всей страны коммунизма нам не дала.


19. Так как в зале места мало, то демонтированные детали от четвертого гидроагрегата складываются между работающими. Для ГЭС — обычная практика.


20. На улице чуть распогодилось, поэтому делаем набег на водосбросную плотину.


21. Общая пропускная способность гидроузла при форсированном подпорном уровне составляет 22 065 м³/с (включая пропуск воды через водосливную плотину, гидроагрегаты, донные водосбросы и трехкамерный ниточный шлюз, входящего в состав гидроузла).


22. Помимо здания ГЭС и водосбросной плотины, в состав сооружений Новосибирской ГЭС входят две земляные плотины и одна дамба, намытые из мелкозернистых песчаных грунтов.


23. 8 пролетов водосбросной плотины. Устои плотины имеют резерв для второго моста. Когда-то тут предполагалось сооружение ж/д ветки. Сейчас это место можно было бы использовать для расширения дороги, что очень необходимо. Но дело в том, что дорога принадлежит городу, а не «РусГидро». А город вкладывать денег в реконструкцию дороги в обозримом будущем не планирует.


24. Здание ГЭС.


25. Огромное спасибо пресс-службе Новосибирской ГЭС и лично Олесе Тарасовой за организацию съемки, гостеприимство и прекрасную экскурсию по станции.


Кстати, пока готовил этот пост, нашел интересный прогноз от Международного энергетического агентства (IEA) — к 2050 году мощности ГЭС могут составить 2000 ГВт (сегодня эта цифра в два раза меньше), что может избавить планету от примерно 3 млрд тонн выборов CO² ежегодно. Как думаете, осуществимо?

Tags: industrial, trip, ГЭС, Новосибирская область, авто
Subscribe

Posts from This Journal “ГЭС” Tag

  • Дагестан | Чиркейская ГЭС

    Чиркейская ГЭС поражает воображение каждый раз, когда оказываешься на ней. Именно, что «дух захватывает», когда видишь эту изящную арку высотой в…

  • Интер РАО | Храми ГЭС-1 в Грузии

    Для Интер РАО я отснял пару десятков тепловых станций и эта компания всегда у меня ассоциировалась с тепловой генерацией. Однако, у нее есть две…

  • Финляндия | ГЭС Иматра

    Река Вуокса с истоком в Сайменском озере и устьем в Ладожском протекает неподалеку от города Иматра. Она славится большим количеством порогов и…

promo russos январь 28, 2013 00:50 16
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →