Ну а теперь детали. :) С яхтой я познакомился в 2010 году благодаря _boxa_ — две недели на его Синтии, переход через Черное море и обратно, путешествие вдоль берегов Турции... Это вам не хухры-мухры. После этого мне, к сожалению, никак не удавалось попасть к нему снова на яхту, несмотря на то, что он звал. Увы, дела, проекты и этот самый фриланс…
А в Хорватии я был в 2008 году — тогда мы ездили на машине по национальным паркам, смотрели природу и быт в этой замечательной стране.
Теперь настало время это объединить. И когда поступило предложение от яхтенного туроператора Friends' Travel провести неделю на их яхте где-то около побережья Хорватии, я согласился не раздумывая. Благо. в моем графике поездок как раз образовалось недельное окно.
Говорю сразу, яхтинг — это не отдых по заоблачной цене, как может показаться. Сейчас есть два пакета: 800 и 1170 евро на человека. Первый — это только яхтинг. Второй — то же самое, но плюс перелет и страховка, если не хотите заниматься этим сами. Что вы получаете за эти деньги, вы можете прочитать на сайте. А я вам расскажу и покажу свои эмоции от недельной поездки по прекрасным островам Хорватии средней Долмации.
1. Свое путешествие вы начинаете в домашней марине Каштела — это недалеко от аэропорта. Сюда вы добираетесь самостоятельно, но сделать это совсем просто — или такси, или автобус. Здесь вы знакомитесь со шкипером, старпомом и экипажем яхты — теми, кто банальному отдыху пляж+отель решил предпочесть увлекательную поездку.
2. Яхта — это в первую очередь парус! В Хорватии сезон длится с апреля по октябрь, и каждый месяц — свои условия. Июль — самый жаркий, но и самый самый тихий по ветрам. Зато можно купаться от рассвета и до заката. Да и, честно говоря, ночью тоже можно купаться.
3. Не умеете ставить парус и не знаете ни одного морского узла — это не проблема. На яхте есть профессиональный шкипер, который все сделает. Если хотите, вы можете участвовать в жизни экипажа и помогать ему. Не хотите — не надо. Как рассказывал старпом, однажды они выгуливали компанию семи гламурных девиц на шпильках, которым каждую ночь был нужен новый город с ночным клубом. Днем они отсыпались и набирались сил перед новый тусовкой. Такой отдых тоже может быть. Каждый выбирает и получает то, что захочет.
4. Одно из преимуществ яхтинга — это нефиксированный маршрут. Изначально мы должны были идти в парк Крка смотреть водопады, но так как там почти все были, то решили забить на это и сразу выруливать к островам.
5. Чарли, профессиональный шкипер, объясняет Ольге азы управления яхтой под парусом. Как ловить ветер и что с этим всем делать. А удовольствие от управления яхтой… трудно это с чем-то сравнить, это надо попробовать.
6. Помимо оплаты тура, при заселении на яхту вносится около 200 евро в общую казну. Эти деньги идут на закупку продуктов, оплату топлива после похода, оплату стоянок в маринах и прочие общие расходы. Конкретная сумма зависит от количества людей в экипаже. Причем, по традиции, экипаж кормит шкипера, а старпом платит только за еду. Стоит сказать, что яхта — не пятизвездочный отель. Условия комфортные, все необходимое есть на борту, но ждать люстр, канделябров и обслуживания в номере и т.д. не стоит. Это просто комфортный и немного необычный дом. Через день мне уже казалось, что я тут живу долгое время. Настолько все было знакомым и понятным.
7. Также надо понимать, что яхта — не машина и движется медленно. Обычно скорость составляет от 5 до 10 узлов. На моторе стабильно 4-6. Под парусом — от нуля до десяти. Но окружающая действительность настолько прекрасна, что скучать времени нет. Это и встречный трафик — вы только посмотрите на этот красивый лайнер! Природа, управление парусом, разговоры и т.д. и т.п. Если таки наскучит — всегда можно поспать.
8. Но главное — это экипаж. Если вы снимаете яхту компанией, то все друг друга и так знают. Это проще. В данном случае никто никого не знал, кроме семейной пары, но это не помешало всем провести прекрасную неделю вместе и подружиться. Хотя бывает, что общий язык не находится. Но это надо быть очень сильным букой, чтобы в такой поездке не ладить с остальными.
9. Первая стоянка у нас была запланирована в Хваре, но вышел облом. Оказывается, в этот момент проходила неделя яхт в Хорватии. Это огромное количество плавсредств, которые перемещаются от одного тусовочного города к другому и тусят-тусят-тусят. Веселятся. Но места-то в марине нету!
10. Тоже яхтинг, конечно. Но цена одного погонного метра такой посудины — от миллиона долларов. Обслуживание, топливо… Если вы не олигарх, это не ваш выбор.
11. Современная парусная яхта (или катамаран, как на фото) тоже стоит недешево: от 150 000 евро и выше. Обслуживание в год — от 20 000. А еще стоянка, ремонт и другие расходы. Бр...
12. А вот взять в аренду.. Да почти вся Хорватия и Италия ходят на арендованных яхтах. Это вполне доступно всем. Теперь, как говорится, и в России тоже. Но на яхте все равно в Хорватию. Или в Турцию. Или Карибы. Везде есть море, и там хорошо.
13. А мы пришли в бухту самого Хвара и бросили якорь в ней. Как и десяток других яхт.
14. На берег добирались на надувной лодке — «тузике» (ее называют тузиком, как собачку, потому что в море она привязана к яхте и бежит за ней хвостиком по волнам). В Хваре ужин, и обратно в наш дом, спать.
15. Шкиперское рабочее место. Яхта оснащена самым современным оборудованием. Радар, навигационная система, автопилот(!), рации и еще много чего полезного. Почти все это можно попробовать покрутить и понажимать.
16. Наша яхта — Кали. Почти 48 футов, флагман флота. Люкс салон, все дела… :)
17. Высаживаемся, чтобы доплыть до Голубой пещеры. Фантастическое место, просто игра настроения природы.
18. Я уже офигел от этой картинки. Минутой ранее я офигел от того, что рядом с входом пещеру плавает лодка, где сидит кассир, который выписывает билет за 40 кун (оплата из судовой кассы)!!! Еще рядом висит плакат, который утверждает, что купаться и фотографировать запрещено. Но всем пофиг. И снимают, и даже купаются в пещере.
19. Свет в неё пробивается только сквозь небольшие природные отверстия в скале и, отражаясь от белого известнякового дна, окрашивает в серебристо-голубые тона всё вокруг.
20. Не могу не восхититься еще раз, как снимает третий пятак в таких условиях. Исо 12000… Что народ там снимает на мыльницы со вспышками, даже боюсь представить.
21. Но июль — это жара. А жара — это купание. Хотите стоять целый день в безлюдной бухте и купаться — велкам. Хотите кататься на кранцах — велкам. Как говорит Чарли, «Это ваши каникулы!»
22. Но катание на кранцах доставляет море эмоций и позитива!
23. Наш шкипер — Чарли. Яхтенный мастер экстра-класса. Неоднократно пересекал Атлантику. Вечный оптимист и прекрасный человек. Полжизни работал инженером-механиком и проектировал внедорожники, потом волонтером пошел в Британскую армию, где дослужился до замкома полка, воевал в Афганистане, а теперь уже много лет ходит под парусом. Прошел в море более 40000 миль. К слову, все шкиперы — мега-позитивные люди. Иначе на такой работе никак.
24. Ну а мы все еще катаемся на кранцах :)
25. Одна из стоянок. Марина опять занята, поэтому встаем на буек. Между прочим, 200 кун! И еще 75 за анлим туалет и душ.
26. Уже не помню где, да неважно. Просто красиво! В некоторых мелких паринах стоянка бесплатна при условии, что вы ужинаете в их ресторане. Один такой ужин нам стоил чуть более 1000 кун на шестерых. Причем еды было много и она была очень вкусная. А местное белое вино было просто божественным.
27. Ну, спецы. Что за зверь? Сколько прет, сколько жрет и вообще, чего эта посудина такая странная?!
28. Мимими жук. Фиолетовый! Это реплика или оригинал?
29. Ну а мы идем дальше. Кстати, крайне не рекомендую пить на яхте. Не, это дело ваше, но… во-первых, морская болезнь при алкоголе может ударить весьма коварно, а во-вторых — зачем? Вечером в ресторане — это одно. Там прекрасное вино, ужин и компания. Но днем просто жарко. Как рассказывал старпом, в одной компании был мужик, который не просыхал уже с утра. Они его шкертиком привязывали за ногу, чтобы за борт не упал. Так он целый день и лежал на палубе. А вот загорать — это пожалуйста. Но помните, солнце тоже не дремлет. Тепловой удар получить — как нечего делать. Ладно, расслабьтесь. Все там просто и хорошо :)
30. Чарли — фанат традиционной навигации. Несмотря на жпс, он ради удовольствия пользуется секстантом. Сделан он в 80-е годы… а при переходе Атлантики ему приходилось пользоваться прибором, сделанным в 20-е годы прошлого века. И работал прекрасно!
31. Одна из бухт на острове Ластово. Здесь находится заброшенный военный бункер. Скоро выложу репортаж и оттуда.
32. Но даже без бункера в этой бухте стоит остановиться и поплавать.
33. Естественно, надо залезть на мачту.
34. Незабываемые ощущения и эмоции. Особенно когда лодку раскачивает.
35. Моя довольная и небритая физиономия наверху мачты.
36. Волшебная Корчула.
37. На этой яхте живут очень пожилые люди. В море они выходят очень редко, но сама яхта — в безукоризненном состоянии.
38. Швартовка очередной яхты в марине.
39. Старый город в Корчуле.
40. Вид на закат с коктейльной башни.
41. А мы идем дальше :)
42. Тут я вспомнил, что у меня есть рыбий глаз!
43. Ольга, которая на переднем плане, на яхте уже второй раз. А Илья с Машей — первый.
44. Миша, старпом. Профессиональный гольфист и яхтсмен.
45. Ура, ветер! Все ставят паруса и дают жару. Увы, получается недолго. :(
46. Последняя ночевка проходит в безлюдной скалистой бухте. Здесь мы ужинаем и спим пару часов. У нас подъем в четыре утра, ночное плавание и ранний переход.
47. Восход в море… Это просто прекрасно.
На этом путешествие по островам Хорватии закончилось. Это была прекрасная неделя. Спасибо Чарли, Мише, Ольге, Илье и Маше за прекрасную компанию. Спасибо Friends' Travel за приглашение.
Journal information