Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

Category:

Sukhoi Superjet 100 — эксплуатация в суровых условиях Севера

Якутск суров. Там очень холодно зимой, а летом, наоборот, жарко. Это называется резким континентальным климатом. В январе средняя температура минус 40 градусов (рекорд был в 1946 году — минус 64,4), а летом столбик термометра поднимается до плюс 38. Разброс более чем на 100 градусов! Недаром в Якутске проводят испытания самолетов на морозоустойчивость. Ну, кому испытания, а кому выполнение коммерческих полетов в этих суровых условиях. Это я про авиакомпанию «Якутия»...



1. Наша группа журналистов и блоггеров на Суперджете авиакомпании «Якутия» летела из Хабаровска в Якутск.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

2. Всего авиакомпания заказала две машины. Они уже поставлены и успешно эксплуатируются в суровых условиях Севера.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

3. Первый самолет был передан заказчику 18 декабря прошлого года, а второй — 31 января уже 2013 года.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

4. Самолеты летают в Хабаровск и Новосибирск. Также уже выполняются рейсы в Китай — Харбин и Пекин.


5. Перед передачей самолета заказчику производителем был проведен комплекс испытаний на расширение условий его эксплуатации.


6. В результате со 2 ноября 2012 года самолет может эксплуатироваться в условиях высоких северных широт — до 78 градусов с. ш. и при температуре до -54 градусов. Так же, в конце 2012 года было получено Дополнение к Сертификату типа самолета по состоянию ВПП, покрытой снегом (до 60 мм), слякотью (до 13 мм) и мокрым снегом (до 15 мм).


7. Перед посадкой на борт удалось немного поспотить в Хабаровске. Особо ничего интересного, кроме B-707, который летает по программе «Открытое Небо». Но об этом будет отдельный пост.


8. Якутск ждет!

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

9. Салон мне понравился. На удивление — аккуратно собран. Особенно поразили багажные полки — они такие огромные ... Мой рюкзак и сумка с фотооборудованием, плюс два штатива — это все богатство поместилось в полке, и осталось еще довольно много места.


10. Трафик в Хабаровске.


11. Короткий разбег и летим. А как тихо-то в салоне! Я сидел около двигателя, но его было еле слышно.


12. А земля-то круглая! :)

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

13. Экипаж самолетом очень доволен. Еще более довольна авиакомпания расходом топлива. Например , на 500 миль SSJ кушает около 2700 кг топлива. У Embraer 195 этот показатель составляет 3200. А у семейства A320 и B737 еще больше, хотя это уже другой класс самолетов.


14. На два боковых экрана можно вывести все, что угодно. Картинку с видеокамер, документацию и схемы аэропортов. Но для схем экран, все же, маловат, и экипажи предпочитают печатные сборники. Да, и с печатными просто удобнее работать.


15. Инструкция по безопасности.


16. Авиакомпания Якутия заказала Суперджеты в конфигурации: 8 мест в бизнес-классе и 85 в эконом.


17. Кабина экипажа. Кстати, первым в мире авиалайнером, имевшим электродистанционную систему управления (ЭДСУ или fly-by-wire) стал «Конкорд». Но, в отличие от современных авиалайнеров, ЭДСУ сверхзвукового самолета была аналоговой.


18. Летчик-испытатель Леонид Чикунов рассказывает как о самолете, так и о его испытаниях. Мини-интервью прямо в салоне самолета.


19. Только собрались уходить, как нас задерживает Виталий Туманов, заместитель директора авиационно-технического центра ГСС, и читает небольшую, но очень интересную лекцию о технических подробностях эксплуатации в холода. Сразу видно, что эти люди любят и самолет, и свою работу.


20. Второй борт ночует на улице, ожидая утреннего рейса.


21. В летнем расписании частота полетов на Суперджете в авиакомпании заметно увеличится. Так же расширится и география полетов по Дальнему Востоку, Сибири и зарубежью.


22. На следующий день один из самолетов поставили в ангар и отдали нам на контролируемое растерзание :)

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

23. Мечты сбываются! Марат мечтал открыть грузовой люк самолета — выполнено. Заодно уже знакомый нам Виталий рассказывает, что такое декомпрессионный клапан, зачем он нужен и что будет, если его не закрыть перед вылетом. Небольшой лючок в грузовом отсеке – и есть клапан, который надо перевести в режим сброса давления для его выравнивания перед открытием большой двери . Если этого не сделать, то она запросто может «выстрелить». А при неплотном закрытии этого лючка салон «не надуется», что и случилось у одного эксплуатанта Суперджета. После срабатывания сигнализации экипаж принял решение о возврате в аэропорт вылета.


24. Рабочее место КВС.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

25. Кухня.


26. За ручками управления — будущее авиации. Штурвал отмирает. И скорее всего 787 будет последним самолетом Боинг со штурвальной колонкой. Кстати, Либхером (производитель системы управления) сейчас разработана новая фича — электрические связанные ручки. Сейчас они независимы, и если их отклонить в противоположные стороны, то результата не будет — сигналы алгебраически складываются, и самолет летит прямо. А вот в новой системе отклонения одной ручки вызывает отклонение и другой. Пока это прототип, конечно. Но, ни Аирбас, ни ГСС пока не торопятся эту систему использовать — ее сертификация весьма сложна и трудоемка, а также требует значительных финансовых вложений.


27. Как устроен двигатель и реверс. До чего же наглядна лекция, когда проводится в таком формате.


28. В начале выпуск спойлеров производился по сигналу одновременного обжатия левой и правой основных опор. Но во время испытаний было отмечено, что очень часто спойлеры выпускаются поздно, а иногда «хлопают» — выпускаются и убираются по несколько раз на пробеге. И особенно сильно этот эффект проявился во время испытаний при боковом ветре в Кефлавике . После этого логика работы была изменена, и сейчас достаточно обжатия хотя бы одной стойки шасси. А вот для перекладки реверса требуется обжатие обеих опор.


29. Марат делает лук в видеокамеру салонного наблюдения.


30. Минус 54 градуса на улице — это не шутки. Да, даже и минус 30 ночью будет достаточно, чтобы выстудить железную птицу. После такой холодной ночи самолет перед запуском надо отогревать. Например, чтобы Ту-154 «оттаял» до состояния запуска, можно было потратить до 4 часов, и задействовать как минимум две МП-300, для отогревания машины.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

31. Супержету требуется 40 минут (при температуре -50, после стоянки более 12 часов) и одна машина для прогрева только двух отсеков электроники! А весь прогрев кабины и салона, вплоть до посадки экипажа и запуска двигателей, выполняется при помощи штатной СКВ с отбором воздуха от ВСУ. На испытаниях запускали полностью холодный и выстуженный самолет, без обогрева электроники — заводился без проблем.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

32. Двигатели самолета и ВСУ с летним маслом можно запускать без прогрева до температуры минус 40 градусов. А с зимним маслом можно не греть до минус 55, что даже больше на один градус, чем разрешено по сертификату. Другие самолеты таким похвастаться не могут, и упорно требуют две машины МП и 3-4 часа «для сугреву».

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

33. На SSJ во время испытаний один раз выполнялся прогрев салона от МП — имитировался вылет с отказавшей ВСУ. После такой процедуры весь салон оказался в черной копоти, которая летела из рукавов. Пришлось заказывать дорогую услугу — тщательную чистку всего салона.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

34. 28 февраля 2013 года самолет Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером RA-89011 авиакомпании «Якутия» выполнил первый коммерческий рейс из Якутска в Харбин (Китай).

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

35. На данный рейс было зарегистрировано 59 пассажиров, обратно — с полной загрузкой, а сам полет из Якутска в Харбин занял 2,5 часа.


36. Красивейший запуск в холодную погоду.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

37. Кстати, многие ВСУ отечественного производства (в отличие от ВСУ Honeywell установленной на SSJ-100) имеют жесткие ограничения на время работы, и отличаются не самой большой надежностью.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

38. Из региональных самолетов Суперджет имеет самые широкие рамки температур по эксплуатации: от плюс 45 до минус 54 градусов.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

39. SSJ-100 отправляется в Харбин!

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200 | 2560x1440 | 2880x1800

Огромное спасибо сотрудникам авиакомпании «Якутия» за гостеприимство, открытость и вообще :)

А Суперджет уже эксплуатируется в Лаосе и Индонезии. Два репортажа из этих стран, климат которых весьма отличается от Якутска:




Tags: ssj100, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, авиация, обои
Subscribe
promo russos январь 28, 2013 00:50 13
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 177 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →