Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

  • Music:

Шахта «Подмосковная»

Мне приходилось бывать на различных подземных объектах, но на угольной шахте я побывал впервые. Шахта «Подмосковная» — единственная открытая шахта в подмосковном угольном бассейне. Открытая — это значит, что она пока существует, так как добыча угля там была прекращена в июле 2009 года и скорее всего в следующем году закроется и эта шахта. Прежде чем винить кровавую власть, надо вспомнить, что уголь в подмосковном бассейне очень низкокачественный, а все ближайшие крупные потребители угля (ТЭЦ, ГРЭС и т.д. уже давно перешли на газ).

Масштабная добыча угля началась в 20-е годы, к концу 50-х достигла своего пика, а с 60-х годов постепенно пошла на убыль. Шахты закрывались. Кризис 90-х годов поставил окончательную точку на подмосковном угольном бассейне. Несколько шахт пережили XX век, но теперь осталась только одна, да и то под угрозой закрытия. Её мы и посетили в начале декабря в компании с maksmasterov и elektronik_29a. Под катом вы найдете фотографии поверхности и 4 подземные фотографии, а так же краткую историю шахты. А пока я расскажу свои впечатления от угольных недр.

Рано утром мы выехали на моем опеле в облачное Подмосковье. Где-то ближе к тульской области погода неожиданно разгулялась, и я наконец-то увидел солнце. Приехав на шахту, мы были поражены, как этот комплекс сверкает на морозном солнце. Паркуемся, идем в задние управления, где нас уже ждет Юрий Львович, главный инженер шахты. Знакомимся, и он рассказывает, как ведется добыча угля на шахте. Он потрясающе много чего знает и помнит. На этой шахте он работает с лета 1975 года (сама шахта принята в эксплуатацию 29 декабря 1974 года), с 1982 года он — главный инженер.

Юрий Львович подробно рассказывает о том, как идет добыча угля в лаве. Оказывается я себе это все представлял по другому. Потом мы, пользуясь хорошей погодой, слазили на копер, прогулялись поверху, прослушали лекцию по ТБ и спустились вниз, на 70-и метровую глубину.

По сравнению с метростроем отличия, конечно, огромны. Во-первых, меня поразил наземный комплекс, где в одном здании находится все. От управления до собачей конуры и склада запчастей. Во-вторых, это огромные подземные выработки. На это шахте три крыла: Восточное, загазовано и закрыто; Южное, затоплено и закрыто и Северное. Общая длина выработок около 40 километров (сейчас доступно около 7)! Света почти нигде нету, кабель срезан, лампы демонтированы. Какое-то тусклое освещение есть в руддовре, в служебных каморках и в забое лавы. А так идешь только со своим светом. Идешь, идешь и снова идешь. Идти долго и далеко. Местами притоплено и заговнено. А в целом сухо, даже пыль поднимается. Юрий Львович, несмотря на почтенный возраст, бегает по штрекам так, что мы за ним еле поспевали. К сожалению, на подземную часть у нас уже было мало времени, и я там сделал буквально пяток кадров. Надеюсь, ещё будет время приехать и снять нормально.

На шахте очень сильный водоприток. Если выключить насосы, то шахта будет затоплена через несколько часов. Так что насосы на ней работают круглосуточно.

Через какое-то время блуждания я понимаю что полностью потерял ориентировку в пространстве и если меня там оставить то блуждать я буду долго. Выход к стволу я конечно же найду, но не сразу. Там можно днями блуждать, ни кого не встречая (А кто-то там в прошлом году все же умудрился спалиться :). В тот момент под землёй, кроме нас, было пять человек. Всего сейчас на шахте работают 80 человек. И это из коллектива более чем в 2000 человек!

Отчеты с шахты:
http://victorprofessor.livejournal.com/118914.html — У Вити есть фотогарфии угольного комбайна, который я не снял из-за отсуствия времени.
http://maksmasterov.livejournal.com/3658.html — и Макс тоже отснял комбайн.
http://maksmasterov.livejournal.com/8118.html

К слову, даже смотря на фото, я так и не понял как организована добыча угля. И только посмотрев в вживую, я разобрался с процессом.

Ссылки для самостоятельного изучения:
http://www.metaprom.ru/factories/podmoskovnaya.html
http://sbchf.narod.ru/29/chpodm.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Подмосковный_угольный_бассейн
http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200101218

(c) Russos, 2009

37 фотографий, общий вес 7,7 мегабайт

(c) Russos, 2009
1. Строительство шахты началось в 1967 году. Первоначальное проектное название шахты — «Восточно-Грызловская». Площадка строительства шахты, размещённая на землях совхоза «Правда», была связана со станцией Грицово подъездным путём широкой колеи и автодорогой.

(c) Russos, 2009
2. Согласно проекту, шахта должна была стать одной из крупнейших в Подмосковном угольном бассейне, поэтому в ходе строительства ей было решено дать более громкое название. По воспоминаниям одного из участников строительства, ветерана угольной отрасли Б.И. Мигунова, им было предложено несколько вариантов названия, в том числе «Россия», «Гигант», «Восточная» и «Подмосковная». После обсуждения было принято название «Подмосковная» — нигде более в СССР применительно к шахте не встречавшееся и указывающее на то, что шахта должна быть «флагманом» всего огромного угольного бассейна, распространявшегося на пять областей (Калининскую, Смоленскую, Калужскую, Тульскую и Рязанскую).

(c) Russos, 2009
3. 28 декабря 1974 года шахта была официально сдана в эксплуатацию. 2 января 1975 года была добыта первая тонна угля. В течение 1975 было добыто 952 375 тонн угля, пройдено 9 658 метров горных выработок.

(c) Russos, 2009
4. Добыча угля ведётся на одном горизонте, глубина под дневной поверхностью — 74 метра. Шахта имеет два вертикальных ствола — «главный» и «вспомогательный». Через «главный» ствол поднимается «на-гора» добытый уголь и закачивается воздух с поверхности, через «вспомогательный» ствол выводится воздух из шахты, доставляются с помощью клети люди и оборудование. С наземного участка узкоколейной железной дороги на подземные участки передаются вагонетки, гружёные лесом и оборудованием. Ремонт и обслуживание электровозов, работающих под землёй, осуществляется в подземном депо, на поверхность эти электровозы не поднимаются.

(c) Russos, 2009
5. Здесь состав загружался углем.

(c) Russos, 2009
6.

(c) Russos, 2009
7.

(c) Russos, 2009
8.

(c) Russos, 2009
9. При разработке новых лав и проходке штреков образуется большое количество пустой породы, которая доставляется к главному стволу в вагонетках, на поверхности сбрасывается в террикон с помощью канатной подвесной дороги. Канатная дорога одномачтовая, что является редким случаем (на большинстве шахты канатные дороги — двухмачтовые). Террикон и прилегающая к нему мачта имеют значительную высоту и видны за многие километры.

(c) Russos, 2009
10. Верхушка главного копра.

(c) Russos, 2009
11. А это мы уже наверху. Парит там из шахты хорошо так.

(c) Russos, 2009
12. Когда-то она светилась.

(c) Russos, 2009
13. Вспомогательный ствол и террикон.

(c) Russos, 2009
14. Колесо главного подъема. Клепанное!

(c) Russos, 2009
15. Вид вниз.

(c) Russos, 2009
16.

(c) Russos, 2009
17.


Фото maksmasterov. Это я снимаю верхний кадр.

(c) Russos, 2009
18.

(c) Russos, 2009
19.

(c) Russos, 2009
20. Оба ствола.

(c) Russos, 2009
21. В низком красном домике находится лесоспуск.

(c) Russos, 2009
22.

(c) Russos, 2009
23.

(c) Russos, 2009
24. Машинный зал привода клетей и скипа в главном стволе.

(c) Russos, 2009
25.

(c) Russos, 2009
26. Рабочее место главного диспетчера. Пуль на заднем плане предполагался использовать при ликвидации аварий, но насколько я понял из объяснений, он так не был запущен в полном объеме.

(c) Russos, 2009
27. Юрий Львович рассказывает про самоспасатель. Блин, это не метростроевская малышка.


Фото maksmasterov. Снова я с камерой :)

(c) Russos, 2009
28. Горнопроходческий комбайн.

(c) Russos, 2009
29.

(c) Russos, 2009
30. Шлюз. В шахту нагнетается воздух. Для предотвращения его утечки при входе сделан шлюз.

(c) Russos, 2009
31. Посадка в клеть.

(c) Russos, 2009
32. Комната отдыха в руддворе.

(c) Russos, 2009
33. Руддвор. За стволом сияет вывеска Восточного крыла.

(c) Russos, 2009
34. Щитовая камера. Тут был смонтирован щит, которым был пройден тоннель, который у меня за спиной.

(c) Russos, 2009
35. Типичный подземный пейзаж.

(c) Russos, 2009
36. План выработок около стволов.

(c) Russos, 2009
37. Лавы, уголь и штреки. Вот эта схема в полный рост.

(с) Russos, 2009
Tags: industrial, Тульская область, подземелья
promo russos январь 28, 2013 00:50 16
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →