Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

  • Music:

Калининградская область | Часть III | Мазурский канал

Калининградская область | Часть III | Мазурский канал

(c) 2008 RussosОстатки шлюзов произвели на меня неизгладимое впечатление. Такой памятник сумрачному тевтонскому гению. Сильно был поражен качеством бетона. Не смотря на более чем 50 лет он в отличном состоянии. Сохранившийся металл, который не срезали пидорасы-металлисты, тоже в хорошем состоянии, только слегка ржавый. Умели тогда строить — на века.

Для исторической справки обратимся к работе В.А Миловского «Мазурский канал — история и совеременность»

Идея создания водного пути, соединяющего Мазурское поозерье с бассейном реки Преголи, возникла ещё в орденские времена. О необходимости такой водной магистрали говорили также Великий курфюрст Фридрих Вильгельм и король Фридрих I. Это вызывалось стремлением иметь удобный и дешёвый путь для перевозки сельскохозяйственных, а позже — промышленных грузов вплоть до Кенигсберга или по Дейме в Куршский залив. В XIX-XX веках к этим задачам присоединился туристский аспект.

Однако только в царствование Фридриха Великого, во второй половине XV века благая идея стала обретать реальные очертания. Первый проект и его реализация непосредственно связаны с именем обер-президента Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта, жившего с 1712 по 1781 год. Это тот самый Домхарт, который, будучи гумбинненским камер-президентом, в январе 1758 года просил главнокомандующего русскими войсками Фермера «принять население гумбинненской камеры под покровительство», а позже поддерживал лояльные отношения с русской администрацией, одновременно являясь главным связующим звеном с прусским королём; говорят, и деньги ему отправлял. В июне 1762 года Домхарт выступил с резкими требованиями скорейшего вывода русских войск.

Сразу же после завершения Семилетней войны, в 1764 году был разработан план строительства, onределивший конечные пункты и маршрут прокладки Мазурского канала. Под наблюдением Домхарта к 1776 году (за 12 лет) прорыто 50-километровое ложе, по которому вода из озера Мауэрзее на Мазурской возвышенности самотёком пошла к Алленбургу, где впадала в Алле. По каналу, вниз по течению, поплыли гружёные лодки и баржи. Как обстояло дело с движением в другую сторону, против течения, не знаю. Очевидно, не обходилось без «прусских бурлаков». Как часто бывает, после смерти Домхарта в1781 году канал постепенно приходил в запустение: неглубокое русло заболачивалось, береговые насыпи разрушались.

Прошло почти сто лет, когда о канале вспомнили вновь. В 1874 году был разработан новый проект, предусматривающий строительство канала на основе старого русла с применением шлюзов. А потом последовало длительное, с большими перерывами согласование организационных и финансовых вопросов — вплоть до 1908 года.

В 1908 году наконец проект был утверждён, и приступили к практическим работам. Непосредственное руководство было возложено на два управления, находившихся в Инстербурге: северного и южного участков канала. До начала Первой мировой войны (за 6 лет) большая часть шлюзов была построена. Война прервала строительство. В 1922 году работы возобновились, но по финансовым причинам — в связи с надвигающейся депрессией — вскоре были свёрнуты. Последний этап, связанный с модернизацией шлюзов и дамбированием русла, начался в 1934 году. Как известно, это было время массового строительства дорог по всей Германии. Вокруг канала выросли бараки для рабочих, по берегам протянулись рельсы для вагонеток, впервые заработали экскаваторы. Несмотря на широкий фронт работ и массу участников, применялись меры секретности. Было запрещено фотографирование. На немецких топографических километровых картах 1936 и 1939 годов не показаны шлюзы и русло канала к югу от Георгенфельде. Это даёт основание говорить также о планах использования канала в перспективе для перевозки военных грузов.

Строительство канала продолжалось и с началом Второй мировой войны. В 1942 году, после первых поражений на фронте, работы были свёрнуты. В начале 1945 года, с приближением Красной Армии, взорваны мосты над каналом. А в декабре 1945 года канал перерезала новая государственная граница между СССР и Польшей.

Так оборвалась история этого строительства.

Поскольку Мазурский канал — прежде всего гидротехническое сооружение, нельзя обойти его инженерные характеристики. Длина канала составляла 50 километров. Конечными пунктами его являются: озеро Мауэрзее (теперь польское Мамры) и река Алле (Лава) в километре от Алленбурга (теперь пос. Дружба). Разница в уровнях этих мест составляет 111 метров. Ширина канала по зеркалу воды 14 метров, а глубина 2,5 — 3 метра. Это гарантировало движение барж, буксиров, катеров с осадкой не более 1,5 метров.

Канал оборудован 10 шлюзами, 5 из которых — на Калининградской земле, другие 5 — в Польше. Шлюзы находятся:
— в Калининградской области: в пос. Дружба — 2 шлюза, в Гросс Аллендорфе, Вильгельмсхофе и в Озерках Вольных (бывшее Георгенфельде) — по одному;
— в Польше: в Лангенфельде, Кляйн Байорене, Зандхофе — по одному, в Фюрстенау — 2 шлюза.

Размеры шахт шлюзов: длина 45 метров, ширина 7,5 метра. Наиболее глубокие шлюзы: в Фюрстенау -17, Георгенфельде — 15,5 и Гросс Аллендорфе — 12 метров.

В зависимости от глубины шахт шлюзы имеют две различные системы запоров. У «глубоких» шлюзов — вертикальные запоры, у «мелких» — обычные ворота.

Через канал было построено много мостов высотой четыре метра над зеркалом воды. Только на северном участке в 25 километров находилось 18 мостов, в том числе три железнодорожных для веток Велау — Фридланд, Гердауэн — Инстербург, Гердауэн — Норденбург. Сейчас действует лишь линия Железнодорожный — Черняховск.

По сохранившимся опорам мостов видно, что они были одноколейными, но есть два «широких» моста с подъёмными затворами. Эти мосты находятся в лесном массиве юго-восточнее Озерков Вольных. Используя ложе канала длиной в 500 метров, мосты с затворами одновременно выполняли функцию 1 дополнительного шлюза. Большая часть русла канала дамбирована, высота береговых валов (дамб) колеблется от 5 до 9 метров. Имелись специальные устройства, которые в засушливые годы собирали воду из близлежащих ручьёв, пополняя основное русло, а в половодье лишняя вода отводилась в сторону.

Давайте посмотрим на несколько фотографий шлюзов, находящихся на польской стороне:


Шлюз Leśniewo.


Вы посмотрите на монументального немецкого орла на фронте!


Шлюз Leśniewo. Я так понял нижний (Dolne) бьеф.


Монументальное сооружение.


Шлюз Guja. Нижний бьеф.


Шлюз Guja. Вверхний бьеф.


На сайте написано, что этот шлюз единственный, который был полностью закончен. Он до сих пор работает и если верить написанному, то можно попросить смотрителя показать работу ворот шлюза. Так же написано «Сегодня, дома в деревнях и Przystań Guja находятся в ведении регионального управления водными ресурсами в дирекции Гижицко. На неактивных участках канала наполнена водой стоял, заросших растительностью с bujnie являются żeremia бобры. Все существующие приборы в канале, рассматриваются в качестве реликвии hydrotechniki.» Простите, автоматический перевод гугля с польского.

Реликвии! У нас же все полимеры на металл порезали, пидорасы!


Шлюз Bajory Wielkie.


Шлюз Bajory Wielkie. Сооружение было готово на 70%


Ссылки для самостоятельного изучения:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мазурский_канал
http://www.klgd.ru/ru/city/750/almanac/a3_22.php
http://www.milovsky-gallery.albertina.ru/index_r.phtml?chnum=10
http://oldwww.fuw.edu.pl/aw2p2/sub/k/kanal_mazurski/kanal.html
http://www.mazury.info.pl/atrakcje/kanal-mazurski/
http://sturman.livejournal.com/115658.html — зимнии фотографии от Штурмана

А теперь давайте посмотри два шлюза, находящихся в Калининградской области.

52 фотографии, общий вес 9,2 мегабайт

(c) 2008 Russos

(c) 2008 Russos
.::кликабельно::.
1500x900, 1.0 Mb


(c) 2008 Russos
.::кликабельно::.
2490x900, 1.6 Mb


(c) Russos, 2008
Какие-то колодцы в башне управления. Видимо внизу были смонтирована заслонки, а сверху их привод.

(c) Russos, 2008
Камера шлюза.

(c) Russos, 2008
Вид с башни управления ниже по течению.

(c) Russos, 2008
Внутри башни управления. Вынесено все.

(c) Russos, 2008
Верхний бьеф шлюза. Видны старые деревянные быки, ограждавшие шлюз.

(c) Russos, 2008
Внизу находилась труба, по которой вода (имхо) поступала с верхнего бьфе вниз.


Вот так она выглядела, пока её не срезали.

(c) Russos, 2008
Вид с верхнего бьефа.

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
Нижние ворота вертикального типа.

(c) Russos, 2008
Поплавковый рым. К нему швартовался корабль и вся конструкция опускалась (или поднималась) при изменении уровня воды в камере шлюза.

(c) Russos, 2008
Плотина верхнего бьефа. Слева виден водозабор для пропуска воды транзитом и наполнения шлюза.

(c) Russos, 2008
Осталось загадкой тип верхний ворот. По наклонной штуковине с роликом мы предположили что затвор опускался и поднимался на шарнирном креплении снизу. (Как затвор в метро, например на станции «Театральная»)

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
Башня управления.

(c) Russos, 2008
Верхний бьеф.

(c) Russos, 2008
Одна из водопропускных труб из верхнего бьефа.

(c) Russos, 2008
Верхний бьеф.

(c) Russos, 2008
Высота камеры 15,5 м.

(c) Russos, 2008
Какие-то привода заслонок. Интересно, насколько это было механизировано...

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
Затвор нижнего бьефа.

(c) Russos, 2008
Мазурский канал.

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
Сумрачный тевтонский гений.

(c) 2008 Russos
.::кликабельно::.
1780x900, 1.1 Mb


(c) 2008 Russos
.::кликабельно::.
2770x900, 1.7 Mb


(c) 2008 Russos
.::кликабельно::.
2600x900, 1.9 Mb



(c) 2008 Russos

(c) 2008 Russos
.::кликабельно::.
1900x900, 0.9 Mb


(c) Russos, 2008
Камера шлюза.

(c) Russos, 2008
Нижних ворот нету. Тут они были, судя по всему поворотного типа.

(c) Russos, 2008
Верхний бьеф. Какие-то смотровые колодцы или доступ к приводу заслонок.

(c) Russos, 2008
Верехний бьеф. Тут тоже были обычные поворотные ворота.

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
Шахта верхнего водозабора.

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
Верхний бьеф.

(c) Russos, 2008
Слева, перед плотиной, виден портал водозабора.

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
Мазурский канал.

(c) Russos, 2008
Трасса канала.

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
...

(c) Russos, 2008
Плотина верхнего бьефа. Внизу видны отверстия, через которые вода, видимо, поступала в шлюз при его заполнении.

(c) Russos, 2008
Там был привод верхних ворот.

(c) 2008 Russos
.::кликабельно::.
1600x900, 1.0 Mb

(с) Russos, 2008
Tags: abandoned, trip, Калининградская область, вода, пейзажи
Subscribe
promo russos january 28, 2013 00:50 16
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →