Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

Русский Уголь | Переясловский разрез — как добывают энергетический уголь?

Мне довелось побывать на множестве тепловых электростанций. Топливом для них служит как газ, так и уголь. Если про добычу газа я вам неоднократно рассказывал, то про уголь ещё нет. Пора это исправить. Недавно я посетил два разреза компании «Русский Уголь» в Красноярском крае: «Переясловский» и «Саяно-Партизанский». Они совершенно разные, так что расскажу в двух материалах о каждом отдельно. Начну с самого крупного в компании — с разреза Переясловского.

Переясловское месторождение расположено на территории Рыбинского, Уярского и Партизанского районов. Условно месторождение делится на 4 больших участка, три из них — промышленные. Площадь месторождения по основному промышленному пласту «Мощный» составляет 87 кв. км. На его юго-восточном участке — Кильчугском — и расположен Переясловский разрез.



Месторождение было открыто в 1949 году. Предварительная разведка проведена в 1959—1960 годах, а детальная — в 1982—1983, когда 1 февраля 1982 года была образована Переясловская разведочно-добычная партия для отбора крупнотоннажной пробы. Добыча угля на Переясловском месторождении ведется открытым способом и первый уголь здесь был добыт в 1987 году. Это крупнейший разрез в группе компаний «Русский Уголь» — на нем добывают 5,5 миллионов тонн угля в год. Переясловский уголь идет для нужд энергетики и ЖКХ Сибири.

На Переясловском разрезе добывают в основном высококачественный бурый уголь марки «3 БР». Отличительная особенность этого угля — высшая степень углефикации. Теплота сгорания — от 4170 до 4500 килокалорий на кг (для сравнения теплотворная способность бородинского угля — до 3800 килокалорий). В Переясловском угле низкое содержание кальция и низкая зольность, он используется для так называемого пылевидного и слоевого сжигания на крупных ТЭЦ и ГРЭС, а также в котельных коммунально-бытовых потребителей и населением.

1. На разрезе применяется комбинированная система разработки. На горных работах задействованы шагающие экскаваторы-драглайн ЭШ-10/70, ЭШ-11/70 и ЭШ-15/90, электрические карьерные экскаваторы ЭКГ-4,6, ЭКГ-5А, ЭКГ-8И и ЭКГ-10А, а также гидравлические экскаваторы Komatsu PC-400, PC-750 с емкостью ковшей от 2 м³ до 4 м³. Собственно на панораме справа как раз видны все основные этапы по добыче угля.

.::кликабельно::.

2. Если присмотреться, то на панораме можно найти эту машину — она крайняя справа. Это шагающий экскаватор-драглайн ЭШ 11/70. Им ведутся вскрышные работы — вскрывают пустую породу, чтобы добраться до пластов с углем.


3. В качестве технологического транспорта на разрезе используются автосамосвалы БелАЗ грузоподъемностью 55 тонн.


4. И, наконец-то, добыча угля. В горном деле, кстати, правильно говорить «дОбыча», с ударением на первый слог.


5. Добыча ведется круглосуточно — непрекращающийся конвейер из БелАЗов сменяет друг-друга.


6. Продукция разреза «Переясловский» помимо бурого уголя марки «3 БР», представлена сортомарками: «2БР», «2БПКО», «2БМСШ», «3БР», «3БПКО», «3БМСШ».


7. БелАЗы отвозят уголь на угольные склады временного хранения, где их перегружают в железнодорожный транспорт, но об этом чуть ниже.


8. Маркшейдер за работой.


9. Промышленные запасы в пределах горного отвода составляют около 300 миллионов тонн.


10. В ноябре 2015 г. «Русский Уголь» приобрел право пользования недрами участка «Северо-Восточный» Переясловского буроугольного месторождения, что увеличило запасы разреза на 78 млн. тонн. Через 2 года новый участок планируется вовлечь в добычу.


11. На нем будет применяться та же система разработки, что и на действующем участке разреза «Переясловский», но в рамках нового технического проекта, который позволит сохранить и при необходимости увеличить производственную мощность предприятия с минимальными капитальными затратами.


12. А теперь давайте внимательнее посмотрим на шагающий экскаватор-драглайн. Это скромная машина со стрелой длиной 70 метров и объемом ковша 10 кубометров. На самом большом в мире шагающем экскаваторе (Биг Маски) объем ковша был 168 кубометров. А рядом, на Назаровском разрезе, работал экскаватор ЭШ 100/100 (стрела — 100 м, ковш — 100 м³).


13. Главный инженер Переясловского разреза Сергей Гиль наблюдает за работой машины, которая занимается вскрышными работами.


14. В прошлом драглайны имели широкое распространение во всех классах и размерных группах строительных и карьерных одноковшовых экскаваторов. В настоящее время, ввиду широкого распространения гидравлических экскаваторов, драглайны представлены только в тяжелом классе экскаваторов, как правило — карьерных.


15. Машинист экскаватора Константин Зайцев.


16. Драглайн (англ. dragline) — одноковшовый экскаватор со сложной канатной связью. Обычно имеет полиспаст, тяговую и подъёмную лебёдки, стрелу и ковш. Длина стрелы может достигать 100 м, а вместимость ковша — до 168 м³. Оборудуется, как правило, шагающим ходом, но ранее широко выпускались и на гусеничном шасси. Применяется при больших объемах земляных работ: в карьерах при вскрыше, в гидротехническом и мелиоративном строительстве.


17. Краткое совещание о планах на ближайшие пару дней — как будет происходить разработка вскрышного подуступа с перевалкой в выработанное пространство. Внизу виден угольный пласт, где ведется добыча.


18. Из-за маятникового раскачивания ковша на подъёмном и тяговом тросах, — драглайн является самым сложным в управлении одноковшовым экскаватором.


19. Драглайн способен обеспечить высокое усилие копания, при условии, что в начале хода ковш хорошо заглубится в грунт (ковш заглубляется в грунт только за счет собственной массы).


20. Гибкая подвеска ковша и легкая решётчатая стрела драглайна обеспечивает наибольший радиус, наибольшую глубину копания, а также наибольшую высоту выгрузки по сравнению с другими видами рабочего оборудования экскаваторов. Кроме того, драглайны обладают высокой производительностью.


21. Машинист экскаватора Константин Зайцев.


22. Машинный зал. Драглайны изобрел John W. Page в 1904 году при завершении строительства Чикагского санитарно-судового канала.


23. Гибкая подвеска ковша не обеспечивает достаточной точности копания и выгрузки. Перемещение грунта в транспортные средства драглайнами затруднительно.


24. Поэтому выгрузка грунта или полезных ископаемых производится в отвал — откуда перегружается в транспортные средства экскаваторами типа мехлопата или погрузчиками. Но, как я написал выше, шагающие в экскаваторы обычно используются на вскрышных работах и пустую породу из отвала дальше не никуда не перегружают.


25. За его работой можно было наблюдать долго — очень медиативно.


26. Издалека смотрим на эту прекрасную машину еще раз и едем дальше.


27. В работе ЭКГ-10 — экскаватор карьерный гусеничный с ковшом емкостью 10 м³. Машина предназначена для разработки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и пород вскрыши на открытых горнорудных карьерах, а также для отвалообразования и погрузочных работ на складах. Прямая лопата обеспечивает наибольшее усилие копания и наибольшую производительность (за счёт минимального количества операций в одном цикле копания).


28. Вскрышная порода вывозится автосамосвалами БЕлаЗ в отвал в выработанное пространство. Данные участки подлежат технической, а после и биологической рекультивации.


29. Объем ковша для таких машин может достигать 20 кубометров.


30. На этой модели ковш, как следует из индекса, — 10 кубов. Вот они и высыпаются сейчас в кузов.


31. Младшая модель ЭК- 5А.


32. Вся техника оборудована системой GPS/ГЛОНАС с датчиками контроля топлива. Перед началом работы все водители и машинисты проходят медицинский контроль, включая тест на алкоголь.


33. Добытый уголь свозится на станцию «Угольная», которая находится на промплощадке разреза. Здесь с помощью роторного экскаватора ЭР-1250 происходит погрузка угля в ж/д вагоны.


34. Всего на разрезе работают два таких гиганта.


35. Роторный экскаватор — экскаватор непрерывного действия на гусеничном или шагающе-рельсовом ходовом оборудовании, разрабатывающий грунт породу с помощью рабочих элементов (ковшов, скребков или резцов), укреплённых на роторном колесе.


36. Идею копающего колеса впервые высказал Леонардо да Винчи в начале XVI века. B 1884 году американский инженер Ч. Смит получил патент на экскаватор c 2 роторными колёсами, расположенными симметрично относительно конвейера. Первый роторный экскаватор был изготовлен в Германии в 1916 году фирмой «Humboldt» по патенту французского инженера Г. Швандера. Первые роторные экскаваторы в CCCP были созданы в мастерских Часов-Ярских карьеров огнеупорного сырья в 1950-x годах, a промышленное производство началось в 1958 году.


37. На Переясловском разрезе работают более 720 человек. Этот разрез является одним из крупнейших в крае работодателей и по сути обеспечивает работой весь район. На нем работает много шахтерских династий, для которых добыча угля стала уже семейной традицией.


38. Вытяжные пути станции «Угольная» примыкают к станции «Кильчуг» Абаканского отделения Красноярской железной дороги.


39. Готовый к отгрузке уголь.


40. Огромное спасибо пресс-службе компании «Русский Уголь», всем сотрудникам компании и лично директору разреза Переясловский Владимиру Киль и главному инженеру разреза Сергею Гиль за интересную экскурсию по производству.


Tags: industrial, Красноярский край, Русский уголь, панорама
Subscribe

Posts from This Journal “industrial” Tag

promo russos january 28, 2013 00:50 16
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments