Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

«Электронная птица»

Я уже много вам рассказывал про начинку Суперджета. Что там сделано и почему. Но это был рассказ об уже готовых решениях, которые в цехах завода собирались в единое целое — в прекрасный самолет.

Теперь давайте заглянем за кулисы КБ, туда, где был разработан этот самолет, где сейчас идет работа по совершенствованию его эксплуатационных качеств.

А так как современный самолет, это, по сути, летающий компьютер, то огромная работа идет по написанию и отладке программного обеспечения. Естественно, самолет это не только софт, но и еще аэродинамика, двигатели, законы управления и многое другое.

Чтобы чуть-чуть прикоснуться к прекрасному, я в один из летних дней отправился в Гражданские самолеты Сухого, чтобы посмотреть на два интеграционных стенда, где идет отработка оборудования и программного обеспечения Суперджета.

Моим гидом стал Александр Викторович Долотовский, заместитель главного конструктора ЗАО «ГСС» по аэродинамике. Человек увлеченный авиацией, своим самолетом и проектом. Хотя, все, с кем я общался в КБ, любят свой самолет и готовы говорить о нем часами. А уж если ты показываешь, что чуть-чуть понимаешь в теме, что все, держись — быстро тебя оттуда не выпустят.

В отдельном помещении стоят два интересных аппарата: пилотажный стенд и интеграционный стенд для отработки бортового оборудования. Второй сотрудники ГСС называют «электронная птица».

На пилотажном стенде идет отладка законов ручного управления. Тут надо пояснить и рассказать об этом подробнее. Как вы помните, самолет электрический и основные законы и коэффициенты заложены в программное обеспечение. Естественно, аэродинамические поверхности вносят свою лепту в полет самолета, но вот... Мы отклонили ручку на 1/3 хода на себя при выпущенных закрылках. Насколько отклонится руль высоты? А при убранных закрылках? А при заходе на посадку при минимальной высоте? Или как самолет на этой высоте должен реагировать по крену?

Еще до первого полета много времени было потрачено на отработку и отладку законов управления..



1. Располагаемся в кабине пилотажного стенда. Здесь от самолета используются только ручки управления, РУДы, педали и блок кнопок под козырьком кабины. Экраны сделаны на обычных ЖК панелях, закрытых масками.


2. Александр Викторович уже в кабине рассказывает, что с первого полета в 2008 году особых изменений в законах управления не было. Зато они кардинально изменились за время подготовки к первому полету. Так как с 2003 года, когда работа только началась, была сильно пересмотрена идеология законов управления. Сами по себе законы сделаны на основе работ ЦАГИ, которые их и разработали для перспективных транспортных самолетов. А уж далее получилась конкретная реализация этой темы: самая современная реализована в Гражданских самолетах Сухого. Законы могут быть и похожи, но вот реализованы они совершенно по-разному. И основная разница это в идеологии ограничения режимов полета. На Суперджете была принята идеология максимальной автоматизации полета и максимального использования режимов защиты.


3. Я взлетел. И на взлете допустил ошибку — рано убрал закрылки, но самолет на это отреагировал и не дал скорости дойти до опасной зоны. Александр Викторович советует что-нибудь сделать с самолетом. Даю РУДы от себя, скорость упирается в ограничение и больше не растет. Пытаюсь свалить самолет на минимальной скорости — тоже не выходит. В крен загнать и сделать бочку — куда там! И это только маленькая вершина айсберга, которая видна неподготовленному человеку сходу.


4. Далее Долотовский берет управление на себя и со словами «А сейчас мы немного похулиганим» действительно хулиганит. Пытаемся зайти на полосу с самых невероятных углов и посадочных положений. Если режимы получаются — мы садимся, если нет, то компьютер упирается и просто не выполняет команду от ручки управления. Например, на минимальной высоте дать крен влево, то самолет послушается, но ровно до тех пор, пока будет гарантировано отсутствие касания крыла с землей.


5. Пытаемся раскачать самолет по курсу, по крену, по высоте на посадке — не получается.


6. Внезапно пауза. Александру Викторовичу принесли какую-то бумажку на подпись. Работа продолжается.


7. А это кусочек мат. модели самолета на компьютере. Каждый блок можно увеличить, и он распадается на много своих составных частей. И в каждой можно что-то поменять. Коэффициент. Вбить новую формулу. Или выкинуть старый блок и вставить новый. Такой большой конструктор.


8. А это железная часть пилотажного стенда. Он занимает мало места, в отличие от «электронной птицы».


9. Здесь уже все серьезнее. Кабина — одна из первых технологических сборок перед выпуском первого летного самолета.


10. Внутри — все как в настоящем самолете.


11. Разве что камера смотрится лишней. Она во время испытаний снимает картинку с экранов.


12. В стойках размещена электрическая модель самолета. Все те блоки, что спрятаны под полом, здесь расположены в шкафах. Длины шлейфов и их конфигурация соответствуют тому, что используется в самолете.


13. Даже черные ящики стоят. Основное назначение «электронной птицы» — это установить в самолет новый прибор, новую прошивку, новый проводник и посмотреть, а что будет. Перед тем как что-то менять в реальном самолете перед испытаниями, все новое скрупулёзно обкатывают здесь.


14. Панель отказов. Несколько сотен тумблеров. Комбинируя их можно создать самые разные отказы от обрыва до короткого замыкания и посмотреть, как будут себя вести системы самолета в этой непростой ситуации. Выработать рекомендации пилотам по действиям и так далее.


15. Но мало сделать электрическую копию самолета. Ведь реальный самолет летит в атмосфере, его поверхностями управляют гидроприводы. В этих шкафах находятся электрические эквиваленты гидроприводов. Т.е. когда вы отклоняете ручку, то компьютерная часть отрабатывает это сигнал в соответствии с законами управления и выдает уже командный сигнал органам управления. А вот этот сигнал тоже надо отработать и получить обратную связь. В реальном самолете понятно, откуда его взять. А тут реальный самолет заменяет электрический эквивалент.


16. Запускаем птицу и снова взлетаем. Тут ощущения совершенно другие, хотя, по сути, то же самое.


17. Скоро здесь должны были начаться какие-то испытания, и у нас хватило времени буквально на пару кругов.


18. К сожалению, время заканчивается, а разговор нет. Увы, приходится идти на компромиссы. Хотя тем для разговора еще очень много. В следующем посту я покажу вам потрясающий по красоте заход в Мехико и расскажу немного о современной навигации.


Это лишь маленькая часть того, что происходит в конструкторском бюро, когда создают новый самолет.

Огромное спасибо всем сотрудникам ГСС за открытость и готовность делиться информацией о самолете.

Tags: ssj100, авиация
Subscribe
promo russos january 28, 2013 00:50 16
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments