Александр "Russos" Попов (russos) wrote,
Александр "Russos" Попов
russos

«Учения раз в году, а работа каждый день»

«Учения раз в году, а работа каждый день» — такой ответ на вопрос, как часто проходят учения сил МЧС, был услышан от экипажа Ми-26 перед взлетом.

Но эти учения, которые раз в году, — всем учениям учения. И в этот раз это были уже седьмые по счету показательные тренировки МЧС, которые прошли в рамках международного салона «Комплексная безопасность-2014». Выставочная часть была представлена на площадке ВДНХ в Москве, а демонстрационная программа проходила на 179-м полигоне Спасательного центра МЧС России под городом Ногинск в Московской области. Накануне открытия салона и самих учений прошла генеральная репетиция, на которой удалось побывать мне и моим коллегам relax_action и zhzhitel.

Рано утром мы выдвигаемся из Москвы в сторону Ногинска. Дорога свободная, пробок нет... Хорошо. Нам надо ехать до определенной точки, которая была обозначена большим овалом вокруг деревни Боровково. Со словами: «Вот где-то там в полях будут стоять вертолеты» — нас отправили в эти самые поля.

Не доезжая пару километров до деревни, видим в лесу площадку и Ка-32, стоящий на ней. Но мы проносимся мимо и быстро доезжаем до Боровково. Отлично, до начала еще 40 минут точно есть. Звоним в пресс-службу МЧС, чтобы выяснить куда именно ехать, так как зона поиска весьма обширна. Трубка говорит, что, мол, видели Ка-32 в лесу? Вот они знают. Делаем разворот и быстро едем обратно. Увы, экипаж Ка-32 знает только то, что где-то вокруг той деревни есть временная точка, где стоят вертолеты.

Скрипя зубами, снова влетаем в деревню, и тут я в поле, за пригорком, замечаю верхушку винта Ми-26. Хорошо, что это большой вертолет. Далее была безумная гонка по полю в направлении вертолетов. Мой бедный Опель снова вспомнил, что он маленький джип, и показал, на что способна пузотерка на пересеченной местности. Направление, выбранное мною, что называется, на глаз, оказалось верным, и мы приезжаем как раз к построению экипажа.

Фантастическая картина, конечно. Огромное поле, где стоит около десятка вертолетов разных типов и видов. К нам подходит начальник штаба, инструктирует насчет техники безопасности и говорит, что, в общем-то, ходить можно везде. Снимать можно все что угодно. Добро пожаловать! Такая открытость только радует. Что ж, пора работать.

Сценарий для учений и, соответственно,для репетиции одинаков. По легенде, в N-ской области происходит землятрясение, которое вызывает череду глобальных катаклизмов. Взрывы на химическом заводе, разлив нефти, пожары, крушение поезда, самолета, прорыв дамбы и многие другие чрезвычайные ситуации. Разве что только нападения инопланетян не было :). А так на полигоне МЧС можно устроить все возможные техногенные и природные катастрофы.

То, что происходило на самом полигоне, я покажу глазами фотографа Дмитрия Поминова, который любезно поделился своими фотографиями. Огромное ему спасибо! А у меня вы увидите, как выглядели учения со стороны двух экипажей Ми-26. Меня, в первую очередь, интересовал этот гигант, так как на Ми-8 я уже неоднократно летал, а на этом бегемоте еще ни разу.

В поле!



1. Eurocopter EC145 — многоцелевой вертолет, созданный франко-германским концерном «Eurocopter». В авиации МЧС насчитывается более 50 единиц воздушной техники. Это самолеты Ил-62М, Ил-76ТД, Ан-148, Як-42Д, Ан-74, Ан-3Т и Бе-200ЧС. И вертолеты Ми-8, Ка-32, Бо-105, БК-117, Ми-26 и Ес145. И, конечно, беспилотники.


2. По предварительной договоренности, мы могли выбрать, к какому экипажу присоединиться на время учений: Ка-32, Ми-8 и Ми-26.


3. Но пока мы ходили вокруг Ми-26 и охали, то упустили возможность попасть на борт Ми-8. Ка-32 стоял еще дальше, и мы решили к нему уже не бежать, а сосредоточиться на Ми-26.


4. Вот он, красавец — Ми-26Т, который является крупнейшим в мире серийным транспортным вертолетом.


5. В первый заход летим тем бортом, который доставляет пожарную машину. В ее бочке три с половиной тонны воды и пара сотен литров пены. Весит этот груз около 12 тонн. Но для этого вертолета это детский вес, так как он может поднять до 20 тонн.


6. Экипаж готовит машину к вылету.


7. А мы пока общаемся с ним, делимся впечатлениями и получаем ценные указания, как нам не мешаться при выгрузке машины.


8. Наконец-то наступает время «Ч». Случилась катастрофа. Пока на полигоне разворачивается грандиозный сценарий чрезвычайной ситуации, вертолетная площадка оживает. Борты запускаются и готовятся вылететь на помощь своим коллегам.


9. Взлетает Ми-8 с парашютистами. На заднем плане — вертолет с опрыскивающим устройством и десантниками на борту.


10. ВОП — вертолетный опрыскиватель подвесной — предназначен для борьбы с аварийным разливом нефтепродуктов путем опрыскивания загрязненных участков акватории диспергентами и биопрепаратами. Объем рабочей жидкости три куба.


11. За короткое время все борты взмыли в небо и улетели в сторону полигона.


12. Мы же бежим к Ми-26, так как КВС сказал быть не позднее определенного времени. Успеваем как раз вовремя.


13. У меня нет гарнитуры, поэтому переговоры я не слышу, но знаю, что идет слаженная работа экипажа в сложных условиях. Для них нет разницы, боевой это вылет или учения. Задача должна быть выполнена! Штурман, помимо GPS, использует айпад для наглядной навигации. Что очень помогло и мне ориентироваться во время полета.


14. А на поле разворачивалась учебная катастрофа. Чрезвычайные ситуации сменяли друг друга в какие-то доли секунд. Разлив ядохимикатов, пожары, потопы и прочие малоприятные события.

© Дмитрий Поминов

15. Вертолетный опрыскиватель в работе.

© Дмитрий Поминов

16. Тот самый Ка-32, который мы встретили в лесу. Он оснащен пушкой, который позволяет тушить «в окно». Помимо традиционного сбрасывания воды вниз, конечно.

© Дмитрий Поминов

17. Не побоюсь этого слова, гвоздь программы — Ил76ТД и 42 тонны воды.

© Дмитрий Поминов

18. Загорелся лес... Авиация МЧС участвует в тушении лесных пожаров не только в России, но и за рубежом.

© Дмитрий Поминов

19. Наш Ми-26 приближается к точке выгрузки машины.


20. Экипаж ювелирно сажает многотонный вертолет.


21. Наш борт со стороны полигона.

© Дмитрий Поминов

22. Только коснувшись основными опорами шасси, техники расчаливают машину и открывают рампу.


23. При нормативе три минуты мы уложились в две. После выгрузки машины вертолет сразу взлетает. Закрытие рампы происходит уже в полете.


24. Включив сирену и маячки, пожарная машина устремляется к очагу возгорания. 3,5 тонны воды — это буквально несколько минут работы. Но это могут быть самые ценные минуты в начале пожара.

© Дмитрий Поминов

25. А на поле происходит что-то феерическое. Везде что-то горит, взрывается...

© Дмитрий Поминов

26. Общий вид полигона. Замечаю группу журналистов, которые снимают с земли.


27. Все, вылет закончен. Теперь курс обратно на точку в поле.


28. Фото на память.


29. Ми-26 странный вертолет. Он БОЛЬШОЙ. Такое ощущение, что в воздухе находится железнодорожный вагон. Наш КВС закладывает вираж. Моя задача — вцепиться в борт руками и зубами, чтобы не улететь внутри кабины к противоположному борту.


30. Очередной вылет закончен. Это всего лишь учения... А так экипаж постоянно работает на реальных чрезвычайных ситуациях.


31. Спасибо экипажу! Мягких посадок, чистого неба и поменьше боевых вылетов.


32. На поле возвращаются остальные вертолеты. Заправка, обслуживание и подготовка к новому вылету.


33. На второй вылет мы полетим другим Ми-26 на выброс воды. Это обещает быть не менее интересным!


34. С полигона вернулись десантники. Да, эти замечательные собаки тоже спускаются со своим хозяином с вертолета!


35. Экипажи моют свои машины. По желанию журналисты могли присоединиться к этому таинству, чем некоторые и воспользовались :)

© Дмитрий Поминов

36. В первый Ми-26 снова загружают машину, которая вернулась с полигона.


37. Работа ювелирная, но водитель и техники к ней уже привыкли.


38. Машина должна не только занять определенное место в кабине, чтобы соблюсти определенную центровку вертолета...


39. ...но и быть надежно закреплена. Смещение груза чревато весьма неприятными последствиями.


40. По всему вертолету можно увидеть таблички с информацией, как выгружать, загружать и крепить груз.


41. Перерыв несколько часов, и можно немного отдохнуть.


42. А теперь сравните с кабиной Ми-8. Чувствуете разницу?

© Дмитрий Поминов

43. Ми-26 и водосливное устройство ВСУ-15. Соотвественно, на 15 тонн воды. Чтобы не перегружать двигатели, на учениях конус сжимается до 10 тонн.

.::кликабельно::.

44. Наконец-то второй вылет. Это система подвеса груза способна выдержать 20 тонн груза на внешней подвеске.


45. В конце вертолета находится иллюминатор, откуда открывается прекрасный вид на конус.


46. Нырок в водоем...


47. И сразу становится слышно, как дополнительные 10 тонн нагрузки отразились на работе двигателей.


48. Радуга! Потрясающе...


49. 10 тонн воды, которые потушат пожар.


50. Наш борт со стороны.

© Дмитрий Поминов

51. С бортов и, тем более, заднего иллюминатора совершенно не понятно, далеко ли мы от полигона.


52. Бегу в кабину, пытаюсь понять, где мы.


53. Упс. У штурмана олдскул — штурманская линейка НЛ-10 и листок бумаги со схемой полета. Разговаривать невозможно — шум двигателей, да и отвлекать экипаж нельзя. Есть GPS, но мне не видно что там.


54. И тут внезапно перед носом проносится Ил-76, а за ним Бе-200.


55. Заложив крутой вираж, командир пристраивается за Бе-200. Сильная тряска от попадания в спутную струю, и самолет заворачивает направо — на боевой курс. Бегом в кабину — нужно предупредить коллег, что нам тоже пора!


56. Бе-200 сбрасывает 12 тонн воды на горящие вагоны.

© Дмитрий Поминов

57. Мы же тушим лес.


58. Несколько секунд — и заход завершен.


59. Вроде бы не горит. Если что, еще рядом барражирует Ми-8 с водой, да и пожарные с земли тоже следят за ситуацией.


60. Ил-76 сбрасывает воду на очаг возгорания.

© Дмитрий Поминов

61. Пока мы летим обратно, на поле продолжают разворачиваться чрезвычайные события. На это раз — железнодорожная катастрофа. Эх, кто ж знал, что через несколько дней это случится в действительности...

© Дмитрий Поминов

62. Еврокоптер резво стартует.

© Дмитрий Поминов

63. Рядом крушение самолета. Спасатели вскрывают обшивку, тушат пожар и эвакуируют пострадавших.

© Дмитрий Поминов

64. Эвакуация раненого после ДТП на еврокоптере.

© Дмитрий Поминов

65. Но это было там, на полигоне. А наш экипаж, великолепно отработав задание, возвращался в поле. Здесь краткая остановка и снова в полет. На этот раз мини-парад различной техники на полигоне и над полигоном.


66. Наш Ми-26 летит ведущим. За нами остальные борты. Из иллюминаторов торчат фотокамеры, а в салоне журналисты :)


67. Вид с того Ми-8. Спасибо!

© Дмитрий Поминов

68. Наш авиапарад.


69. Над нами проносятся Ил-76 и два Бе-200ЧС.


70. Вид с полигона во время первого вылета. Тогда было без Ми-26 почему-то. Впечатляющая картина!

© Дмитрий Поминов

71. Все, полеты закончились. Уставшие, но довольные мы поехали обратно в Москву.


Большое спасибо пресс-службе МЧС, экипажам и всем спасателям за возможность побывать в самой гуще событий.

Репортажи моих коллег:
МЧС: территория спасения
Тренировочные полёты авиации МЧС. Взгляд с борта вертолёта

Tags: МЧС, Московская область, авиация
Subscribe
promo russos january 28, 2013 00:50 16
Buy for 200 tokens
Не стесняемся и размещаем здесь рекламу :) Цена сейчас 200 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments