Александр "Russos" Попов (russos) wrote,

Как учатся на пилота большого и реактивного

Современный самолет — это большой (или не очень) летающий компьютер. Что бы ни говорили, но автоматизация большинства расчетов и операций общую безопасность только повышает, а не наоборот.

Вы можете родиться сколько угодно пилотом от бога, но с первого раза запустить и уж тем более поднять современный аэробус в воздух у вас вряд ли получится. Этому надо учиться. Учиться основным и аварийным процедурам. Уметь выполнять все операции и этапы полета в штатном режиме. И делать все тоже самое с различными отказами. Только много часов упорных тренировок и штудирование РЛЭ, аварийных процедур и технической документации на земле позволят безопасно выполнить полет.

Но я немного поторопился. Ведь когда вы заходите в самолет, вас в первую очередь встречает кабинный экипаж. И в течение полета вы в первую очередь общаетесь с бортпроводниками. И в случае чего именно кабинный экипаж будет вам помогать. А их тоже учат: как обслуживать пассажиров, как утихомирить буйного или пьяного и, конечно, как действовать во всевозможных аварийных ситуациях.

Для того чтобы посмотреть, как идет подготовка бортпроводников и экипажей, я отправился в учебный центр S7 Training. А кое-что испытал и на себе.



1. Центр был открыт в 2004 году и располагает современной учебной базой для проведения различных видов первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации членов экипажей и наземного персонала.


2. В центре действует полноценная (так написано на сайте) школа бортпроводников и стюардесс.


3. В учебном зале представлены образцы кухни и всевозможного оборудования.


4. Как правильно возить тележку и как ее удержать в болтанку? Также научат не забывать ставить ее на тормоз.


5. В школе обучается от 1 до 3 групп бортпроводников. В каждой группе — от 12 до 24 человек. До встречи в воздухе!


6. В случае серьезной опасности здоровью пассажира КВС имеет право посадить самолет в ближайшем аэропорту. Но кабинный экипаж обязан уметь оказывать первую медицинскую помощь.


7. Срок обучения на бортпроводника — два месяца. А всего через центр проходит около 30 000 человек в год. Это и пилоты, и бортпроводники, и наземный персонал.


8. Отправляемся в учебный зал, где учат открывать двери, скатываться с трапа, спасать пассажиров и помогать им в случае аварийной посадки.


9. Здесь представлены различные тренажеры и фрагменты оборудования (в основном, дверей) различных ВС. На фото, например, — аварийный тренажер «Ан-148».


10. А это тренажер аварийно-спасательного покидания А310.


11. Как оказалось, в технологии покидания самолета по трапу есть много тонкостей, которым пассажира не учат.


12. Я думаю, что хотя бы раз в жизни каждому пассажиру надо скатиться по такому трапу. В реальной ситуации это поможет.


13. Инструктор объясняет нам основные моменты. Я выступаю в качестве добровольца.


14. То, что на трап нужно прыгать, известно из листка безопасности, который находится в кармане впередистоящего кресла. А съезжать по трапу надо сидя, выставив руки вот так, как я на фото, перед собой. Сжав ладони в кулаки.


15. Е-ху!!!


16. Это делается для того, чтобы два человека внизу подхватили вас за руки и оттолкнули от трапа, так как по нему уже съезжает следующий пассажир.


17. Вот это — НЕПРАВИЛЬНО!


18. А теперь давайте заглянем в аварийный тренажер A320.


19. Тренажер позволяет отрабатывать различные сложные ситуации на борту, имитировать всевозможные очаги пожаров. В качестве добровольца выступил Серега (aviator_ru). Он затушил пожар на кухне: надо было сначала выдернуть предохранители, а потом, закрываясь дверцей шкафчика, разрядить туда огнетушитель.


20. Потом затушил пожар в багажной полке. Здесь нужно чуть приоткрыть крышку, просунуть раструб огнетушителя и пройтись им по всей длине.


21. В комплексе есть бассейн и такие тренажеры, где бортпроводники отрабатывают спасение пассажиров на воде, чтобы в экстренной ситуации в считанные минуты успеть всех спасти и разместить на плотах. Все они должны уметь плавать. Они отрабатывают технику, позволяющую в воде поднять пассажира без сознания на плот.


22. А теперь давайте посмотрим на самое интересное — обучение пилота.


23. Юра (airguide), бывший диспетчер Москва-подход. Сейчас уже летает вторым пилотом А320 в авиакомпании S7.


24. Это CBT — Computer Based Training. По сути, здесь экипаж знакомится с кабиной. На основе программного обеспечения узнает о работе и функционировании всех систем самолета. Т.е. если говорить грубо — теория. По распечатанным приборным доскам запоминается расположение кнопок, тумблеров и показометров. Заучиваются действия по «контрольным картам» в разных ситуациях. Кстати, на торрентах вы можете найти CBT на все известные модели и самостоятельно посмотреть, что это такое.


25. Далее обучение идет на процедурном тренажере MFTD А320-200.


26. Он предназначен для проведения тренировок по ознакомлению с кабиной А320 и выполнению процедур с соответствии с FCOM и SOP. Также моделируются отказы.


27. И, наконец, самое интересное — полноценные тренажеры, которые имеют шесть степеней свободы и позволяют имитировать почти все ситуации в воздухе. На фото — комплексный пилотажный Тренажер А320-200, введенный в эксплуатацию в апреле 2009 года.


28. А это отечественный тренажер «Ан-148».


29. Самое интересное — это новейший тренажер А320, который запустили в августе прошлого года.


30. Для того чтобы вы немного представляли сложность современного самолета вообще и А320 в частности, приведу пару скриншотов документации, которая свободно доступна в интернете. Это функциональная схема взаимодействия блоков автоматического управления, т.е. автопилота.


31. И еще одна страничка, показывающая профиль какого-то снижения. И поверьте, таких картинок там очень много. А букв еще больше. И все это надо знать лучше, чем «Отче наш». Молитва, в случае чего, почему-то не поможет. А прочитать про обучение вы можете у Юры по тегу учеба — он прекрасно пишет.


32. Первым на тренажере летал я. Ощущения просто потрясающие, особенно когда эта широченная полоса медленно-медленно на тебя набегает и ты понимаешь, что не попасть на нее очень трудно.


33. Мне показалось, что некоторые товарищи :) немного поржали над моим самомнением, когда забравшись в правое кресло я сказал, что основы я знаю и объяснять мне ничего не надо. Но фиг вам! 10 лет симмерского опыта, сотни часов IFR, немного тренажера 737 и, конечно, любовь к авиации, не прошли даром.


34. Слетал на руках круг в Инсбруке. Самолет посадил, все в порядке.


35. Однако, справился! Я молодец :) Но хочу уточнить, что управление закрылками и РУДами осуществлял КВС. Я же только пилотировал джойстиком. Кстати, так им удобно управлять, оказывается! Жалко, что не было возможности посидеть слева, чтобы понять, как пилотировать левой рукой.


36. A320, выпущенный в 1988 году, стал первым пассажирским самолётом, на котором была применена электродистанционная система управления (ЭДСУ, англ. fly-by-wire).


37. В конце 80-х годов такой самолет был прорывом в гражданской авиации и философии кабин вообще, и стеклянных кокпитов в частности.


38. Рабочее место инструктора. Отсюда можно задавать все параметры окружающего мира, погоды и, конечно же, отказов. Причем, экипажи тренируются на сочетаниях невероятных отказов и последствий. Действия отрабатываются до автоматизма. А часть операций, где время очень критично (например, экстренное снижение), выполняется по памяти.


39. В самолет заложена целая куча защит. В том числе и от сваливания, и от превышения скорости, и от сильного крена, и от многих других дурных действий экипажа. Так как ручка управления связана с рулевыми поверхностями только электрически, то компьютер анализирует действия пилотов и вносит свои поправки. Например, если дать ручку на себя, то самолет будет задирать нос, но до определенного момента. Потом сработает защита от потери скорости и тангаж перестанет расти. Конечно, там система работает гораздо сложнее, я описываю ее лишь в общих чертах.


40. Поначалу были сложности с новой системой, но, вылечившись от детских болезней, А320 стал одним из самых популярных и безопасных самолетов в мире. Сейчас в эксплуатации находится более 4400 машин. И еще около 2400 машин с нетерпением ожидают заказчики.


41. В кресло сел Юра. Сначала он показал всевозможные защиты. Как они действуют и как реагирует самолет. Кстати, на тренажере есть пауза. Оказывается, если ее нажать, то подвижная платформа приходит в горизонт. Но картинка на экране остается! И когда инструктор нажал паузу при сильном тангаже, то кабина выровнялась. А картинка в мире осталась с опущенным горизонтом. Мой вестибулярный аппарат немного пришел в ужас от такого несоответствия.


42. После этого инструктор отключил все защиты — имитировали отказ системы.


43. Тут Юра показал, что можно сделать на самолете. Поверьте, даже на тренажере такая картинка вызывает мурашки по коже и холодок в волосах. Но таки вышли из пике! На последних футах перевели самолет в набор высоты!


44. А вот горка. Еще раз повторюсь, что в нормальной эксплуатации такое сделать не даст система fly-by-wire.


45. А система обратно так и не запустилась. Для этого надо было перегружать весь тренажер. Решили садиться так.


46. Добрый инструктор уже после высоты принятия решения устроил отказ одного двигателя. Юрка выдержал это испытание и посадил самолет.


47. Пульт бога на тренажере :)


48. А сейчас мы поуправляем миром!


49. Тренажер позволят летать ночью, в ПМУ, СМУ и других самых невообразимых комбинациях погодных условий. Имитировать всевозможные отказы и их сочетания. И отрабатывать действия экипажа до автоматизма в различных ситуациях.


50. Наше время истекло, полет окончен. Да, забыл сказать, что полетать на настоящем тренажере было еще одной моей мечтой идиота. Наконец-то она осуществилась. Жалко, что времени было так мало.


51. Довольный Юра после тренажера.


Огромное спасибо пресс-службе S7 и S7 Training за предоставленную возможность полетать на настоящем тренажере.

Огромное спасибо relax_action за организацию поездки и фотографии. Спасибо за компанию aviator_ru и airguide за компанию и очень позитивный день.

Tags: авиация, репортаж
promo Buy for 500 tokens
Промо russos
Включил промо-блок. Попробуем, почему бы и нет. Ставка пока от 500. Что не нравится — выпиливается :)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded  

  • 44 comments